По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Типы документов
Постановление правительства ЕАО от 09.12.2014 N 629-пп "Об Инвестиционной стратегии Еврейской автономной области на период до 2025 года"
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 декабря 2014 г. № 629-пп
ОБ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ
НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА
Список изменяющих документов
(в ред. постановления правительства ЕАО от 01.12.2015 № 534-пп)
Правительство Еврейской автономной области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Инвестиционную стратегию Еврейской автономной области на период до 2025 года.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя председателя правительства Еврейской автономной области по экономической политике.
(п. 2 в ред. постановления правительства ЕАО от 01.12.2015 № 534-пп)
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор области
А.А.ВИННИКОВ
УТВЕРЖДЕНА
постановлением правительства
Еврейской автономной области
от 09.12.2014 № 629-пп
ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ
ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА
Список изменяющих документов
(в ред. постановления правительства ЕАО от 01.12.2015 № 534-пп)
1. Общие положения
Инвестиционная стратегия Еврейской автономной области на период до 2025 года (далее - Инвестиционная стратегия) разработана в соответствии с требованиями Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, утвержденного решением Наблюдательного совета автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" от 3 мая 2012 года, и основывается на положениях ключевых стратегических документов Российской Федерации и Еврейской автономной области:
- Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596 "О долгосрочной государственной экономической политике";
- Указа Президента Российской Федерации от 10.09.2012 № 1276 "Об оценке эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности";
- Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р;
(в ред. постановления правительства ЕАО от 01.12.2015 № 534-пп)
- Перечня поручений Президента Российской Федерации от 31.01.2013 № Пр-144ГС по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 27 декабря 2012 года;
- Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2009 № 2094-р;
- государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 308;
- Стратегии социально-экономического развития Еврейской автономной области до 2020 года, утвержденной постановлением правительства Еврейской автономной области от 20.03.2012 № 118-пп;
- Концепции развития промышленности Еврейской автономной области до 2020 года, утвержденной постановлением правительства Еврейской автономной области от 18.03.2014 № 120-пп;
- Стратегии развития горнодобывающего комплекса Еврейской автономной области до 2025 года, утвержденной постановлением правительства Еврейской автономной области от 17.12.2013 № 692-пп.
Инвестиционная стратегия Еврейской автономной области (далее - область) разработана на период до 2025 года и является плановым документом, определяющим цели, задачи и ожидаемые результаты деятельности органов государственной власти Еврейской автономной области по созданию благоприятного инвестиционного климата в Еврейской автономной области. Инвестиционная стратегия определяет инвестиционные приоритеты Еврейской автономной области с учетом реализуемых и перспективных инвестиционных проектов, пути и механизмы решения задач, поставленных для достижения цели.
2. Оценка инвестиционного климата и выявление проблем
2.1. Анализ социально-экономической ситуации
Экономическая ситуация в области характеризуется умеренным развитием. Физический объем валового регионального продукта (далее - ВРП) в среднем за период с 2009 по 2013 годы составил 104 процента, при этом снижение физического объема произошло в 2009 году. На рисунке 1 представлена динамика и индекс физического объема ВРП.
Рисунок 1
Динамика валового регионального продукта ЕАО
Объем ВРП на душу населения в 2013 году увеличился на 82,7 тыс. рублей по отношению к 2009 году и составил 219,4 тыс. рублей.
В структуре ВРП преобладающими сферами экономики являются:
- строительство;
- транспорт и связь;
- оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования;
- государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное страхование;
- сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство.
Промышленное производство области обеспечивает около 10 процентов ВРП области.
Добыча полезных ископаемых.
В области ведется добыча россыпного золота, брусита, цементного сырья, доломитов, известняков, общераспространенных полезных ископаемых. Имеются перспективы выявления месторождений углеводородного сырья, рудного золота, платины, увеличения запасов бурого угля, олова, рассыпного золота, железных и марганцевых руд, брусита, магнезитов, графита, цеолитов, кислотоупорных и облицовочных камней.
Прирост индекса промышленного производства по виду деятельности "добыча полезных ископаемых" за последние 5 лет составил 5,6 процента. Объем отгруженной продукции по данному виду деятельности по итогам 2013 года составил 358,6 млн. рублей и увеличился на 66,4 процента (в действующих ценах) к 2009 году.
Среднесписочная численность занятых в 2013 году составила 1,2 тыс. человек, что составляет 1,5 процента от общей численности занятых в экономике региона.
Крупными предприятиями области, занимающимися добычей полезных ископаемых, являются: ОАО "Теплоозерский цементный завод" (добыча нерудных полезных ископаемых); ООО "Кульдурский бруситовый рудник" (добыча брусита).
Обрабатывающие производства.
На промышленных предприятиях области заготавливается и перерабатывается лес, изготавливается офисная, бытовая и специализированная мебель, цемент, строительные и отделочные материалы, налажено производство чулочно-носочных и трикотажных изделий, кожаной обуви, продуктов питания и других востребованных рынком товаров.
Наибольшие объемы производства имеют предприятия, осуществляющие выпуск строительных материалов, трикотажных изделий, электротехнической продукции, мебели и продукции деревопереработки.
В анализируемом периоде 2009 - 2013 годов наблюдалась положительная динамика роста объема отгруженной продукции обрабатывающих производств. Так, среднегодовой рост объема отгруженной продукции по данному виду деятельности составил более 6 процентов. Среднесписочная численность занятых в 2013 году составила 7,6 тыс. человек, что на 8,4 процента ниже, чем в 2009 году.
Наибольший удельный вес в структуре объема отгруженной продукции обрабатывающих производств имеют следующие виды экономической деятельности: производство прочих неметаллических минеральных продуктов; производство пищевых продуктов; обработка древесины и производство изделий из дерева; производство мебели; издательская и полиграфическая деятельность; производство электрооборудования.
Крупными предприятиями Еврейской автономной области, определяющими развитие соответствующих отраслей обрабатывающей промышленности, являются: ОАО "Теплоозерский цементный завод" (производство цемента), ОАО "Виктория" (производство чулочно-носочных и трикотажных изделий), ООО "Биробиджанская обувная фабрика "Росток" (производство обуви), ООО "Дальлесстрой" (лесоматериалы), ООО "Хэй Хуа" (распиловка и строгание древесины), ООО "Синь Чунь Лес" (лесозаготовки, пиломатериалы), ООО "Смарт-Форест" (переработка древесины), ООО "Полипласт" (производство резиновых и пластмассовых изделий), ЗАО "Электротехническая компания "Биробиджанский завод силовых трансформаторов" (производство трансформаторов электрических), ООО "Мебельный комбинат "FOMA" (производство детской мебели, мебели для офиса и дома), ООО "Завод легких металлических конструкций "Шанс" (производство мебели из металлоконструкций, мебели для офиса и предприятий торговли).
Агропромышленный комплекс.
Одним из важнейших секторов экономики области, в котором производится значительная часть потребительских товаров для населения, является агропромышленный комплекс. Относительно умеренный климат в регионе позволяет выращивать основные сельскохозяйственные культуры. Активно развиваются мясное и молочное животноводство, птицеводство. Основными культурами в области являются зерновые и соя, которые занимают в общем объеме посевных площадей 23 и 60 процентов соответственно. Выращивается, в основном фуражное зерно. Также область богата медоносными угодьями.
В настоящее время агропромышленный комплекс Еврейской автономной области насчитывает 32 сельскохозяйственные организации, 289 крестьянских (фермерских) хозяйств. Сельскохозяйственную продукцию производят более 39 тысяч личных подсобных хозяйств, включая владельцев участков для индивидуального жилищного строительства, 26,5 тысячи владельцев садовых и огородных участков. В агропромышленном комплексе области 10 организаций, обслуживающих сельскохозяйственное производство, и 22 подсобных хозяйства несельскохозяйственных организаций, 154 организации, основным видом деятельности которых является переработка сельскохозяйственной продукции.
Среднесписочная численность занятых в агропромышленном комплексе в 2013 году составила 10 тыс. человек, что на 16 процентов ниже, чем в 2009 году.
Область располагает 537,2 тыс. гектаров сельскохозяйственных угодий, из них:
93,8 тыс. га - пашня,
71 тыс. га - залежь,
3,2 тыс. га - многолетние насаждения,
369,2 тыс. га - кормовые угодья.
Область имеет 38 тыс. гектаров неиспользуемых (старопахотных, целинных) земель, пригодных для сельскохозяйственного производства. Для освоения и введения этих земель в оборот требуются дополнительные трудовые и материальные ресурсы.
Транспортная инфраструктура.
На территории Еврейской автономной области расположены три смешанных грузопассажирских постоянных многосторонних пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации: Нижнеленинское, Амурзет и Пашково - для осуществления международного грузового и пассажирского сообщения речными судами в период навигации, в период ледостава - по ледовым переправам, в том числе по зимним наплавным понтонным переправам, автомобильным транспортом, что определено межправительственным Соглашением о пунктах пропуска на российско-китайской границе от 27.01.1994.
По территории Еврейской автономной области проходит Транссибирская железнодорожная магистраль, которая обеспечивает кратчайшие маршруты из Западной Европы и Ближнего Востока в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Протяженность железнодорожных путей - 565,9 км, из них 512,3 км путей общего пользования.
В целях интеграции экономики Дальнего Востока в страны Азиатско-Тихоокеанского региона на территории Еврейской автономной области планируется создание транспортной инфраструктуры, обеспечивающей выход Транссибирской магистрали по существующей железнодорожной ветке Биробиджан - Ленинск через железнодорожный переход Нижнеленинское - Тунцзян на государственную железную дорогу Китая в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о совместном строительстве, эксплуатации, содержании и обслуживании железнодорожного мостового перехода, подписанным 28 октября 2008 года.
В целях обеспечения перевозки внешнеторговых грузов по железнодорожному мостовому переходу в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2010 № 2460-р установлен железнодорожный постоянный многосторонний грузопассажирский пункт пропуска Нижнеленинское - Тунцзян, финансирование строительства которого предусмотрено федеральной целевой программой "Государственная граница Российской Федерации (2012 - 2020 годы)" и вводом в эксплуатацию железнодорожного мостового перехода.
(в ред. постановления правительства ЕАО от 01.12.2015 № 534-пп)
Протяженность автомобильных дорог общего пользования федерального значения - 353,92 км, регионального или межмуниципального значения - 486,58 км, местного значения - 1223,4 км.
Протяженность судоходных путей области - 685 км. Судоходные реки: Амур, Тунгуска. Средняя продолжительность навигации - 178 дней.
За период 2009 - 2013 годов грузооборот автомобильного транспорта предприятий всех видов экономической деятельности и предпринимателей, занимающихся коммерческими грузовыми автоперевозками, вырос на 8,4 процента и в 2013 году составил 538,8 млн. т-км. Пассажирооборот автобусов общего пользования за пятилетний период увеличился на 7,3 процента и по итогам 2013 года составил 208,6 млн. пассажиров.
Малый бизнес.
Важную роль в социально-экономическом развитии области играет малое и среднее предпринимательство. Удельный вес оборота малых предприятий (включая микропредприятия) области в валовом выпуске товаров и услуг в 2013 году составил 23 процента.
Малые предприятия, включая индивидуальных предпринимателей с численностью работающих от 16 до 100 человек, являются основными производителями многих видов продукции. Ими производится более 95 процентов хлебобулочных изделий, молочных, мясных и рыбных продуктов, безалкогольных напитков, мебели.
Доля среднесписочной численности на малых предприятиях области (включая микропредприятия, без учета индивидуальных предпринимателей) составляет более 10 процентов среднесписочной численности по полному кругу организаций области.
Вместе с тем анализ состояния малых предприятий области (включая микропредприятия) за 2011 - 2013 годы показал снижение численности работников малых предприятий на 8,9 процента. Данная ситуация может иметь тенденцию к продолжению в связи с выведением в "тень" части рабочих мест, применяемым бизнесом в качестве меры по снижению налоговой нагрузки. На 12,7 процента уменьшилось число индивидуальных предпринимателей. При этом выросло число малых предприятий (включая микропредприятия) на 17,6 процента и средних предприятий (с 12 до 22 единиц); оборот этих категорий субъектов предпринимательства возрос на 23,7 процента и 320,7 процента соответственно. Объем инвестиций в основной капитал малых предприятий (включая микропредприятия) по итогам 2013 года составил 419,4 млн. рублей, что на 60,4 процента превосходит данный показатель по итогам 2011 года.
В разрезе Дальневосточного федерального округа по основным показателям деятельности рейтинг малых предприятий области составил:
- по количеству малых предприятий на 10 тыс. человек населения область занимает 5 место;
- по размеру среднемесячной заработной платы и выплат социального характера в расчете на 1 работника - 9 место;
- по количеству отгруженных товаров собственного производства, выполненным работам и услугам собственными силами (без НДС и акциза) на 1 предприятие - 5 место;
- по инвестициям в основной капитал на 1 малое предприятие - 3 место;
- по обороту на 1 малое предприятие - 6 место.
Анализ состояния малого бизнеса области за рассматриваемый период показал в целом незначительное повышение основных показателей деятельности. В частности, в связи с резким ростом размеров страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования уменьшилось количество индивидуальных предпринимателей в области; по сравнению с 2011 годом снизилось общее количество субъектов малого и среднего предпринимательства на 5,3 процента. Факторами сокращения их числа послужили также и естественная миграция населения, а также слияние мелких предприятий с более крупными. Налицо тенденция укрупнения действующих и создание новых средних предприятий.
В целом значения показателей состояния малых предприятий области демонстрируют наличие потенциала для их развития и необходимость дальнейшей разработки и реализации мер государственной поддержки малого бизнеса, в первую очередь - в сфере промышленного производства.
Туризм.
Еврейская автономная область, как уникальная национально-территориальная единица, обладает высоким туристско-рекреационным потенциалом. На ее территории сосредоточены природные ресурсы, объекты национального, культурного и исторического наследия, проходят важные экономические, спортивные и культурные события международного и всероссийского масштаба. Гостей области заинтересуют Памятник-музей в честь участников Волочаевского боя, являющийся памятником федерального значения, комплекс Биробиджанской религиозной общины "Фрейд", краеведческий музей, музей современного искусства, в фондах которого хранится уникальная коллекция работ известных мастеров "Ветхий Завет" и другие достопримечательности. Природные и климатические условия подходят для активного отдыха: сплавов по горным рекам, спелеологии, дельтапланеризма. Отдохнуть и поправить здоровье можно круглогодично в санаториях курорта Кульдур, расположенного у отрогов Малого Хингана. Главным лечебным фактором курорта являются естественные азотно-кремнистые термальные воды, поступающие из горячих источников.
Специфическая особенность кульдурской минеральной воды позволяет применять ее при лечении простудных заболеваний, болезней костно-мышечной системы, периферической нервной системы (радикулита, остеохондроза и др.), а также болезней и последствий травм центральной нервной системы, болезней кожи, гинекологических заболеваний.
В поселок-курорт едут пациенты из Хабаровского края, ЕАО, Амурской области, реже из других регионов.
Максимальный дебит источника - до 1 млн. литров в сутки, что может обеспечить отпуск более 500 ванн. В настоящее время из возможного дебита источника используется только 30 процентов (или порядка 150 ванн). Лечение и оздоровление пациентов осуществляется в 4 санаториях общего профиля:
Таблица 1
Объекты
санаторно-курортного комплекса "Кульдур"
N
Название
Единовременная вместимость (чел.)
Загрузка (%)
1
ОАО "Санаторий Кульдур"
800
60% (летом),
12 - 26% (остальное время года)
2
ФГУ ДВО "Министерство обороны России"
70
80 - 90% (круглогодично)
3
ЗАО "Санус"
60
90 - 100% (круглогодично)
4
НП СОКУ "Горняк"
40
90 - 100% (круглогодично)
На территории области в городах Биробиджан и Облучье действуют две горнолыжные базы, оснащенные необходимой инфраструктурой и широким спектром предлагаемых услуг.
Демография.
Основным негативным фактором, повлиявшим на демографическую ситуацию в области в 2009 - 2013 годах, стало сокращение численности населения за счет отрицательного сальдо миграции и отрицательного естественного прироста.
За пять лет среднегодовая численность населения области сократилась на 6,3 тыс. человек. Несмотря на ряд положительных изменений в сфере здравоохранения, показатель смертности все еще превышает показатель рождаемости. Естественная убыль населения за период с 2009 года по 2013 год составила 1203 человека.
Наряду с естественными потерями, другим существенным фактором изменения численности населения области является миграция. В 2009 - 2013 годах в области наблюдалась миграционная убыль (6567 человек), сложившаяся в результате перемещения населения в другие регионы России.
В 2013 году среднегодовая численность населения составила 171,5 тыс. человек, из них проживали: в городской местности 116,4 тыс. человек (67,9 процента); в сельской - 55,1 тыс. человек (32,1 процента). Основная часть населения проживает в городском округе "Город Биробиджан" - 75,2 тыс. человек (43,8 процента населения).
Трудовые ресурсы.
За период 2009 - 2013 годов численность трудовых ресурсов в Еврейской автономной области уменьшилась на 14,7 процента, или на 18,3 тыс. человек, за счет сокращения численности населения в трудоспособном возрасте.
В 2013 году численность трудовых ресурсов в области составила 107,2 тыс. человек, или 62,4 процента от общей численности населения. Около 82,4 процента общей численности трудовых ресурсов приходится на экономически активную часть населения, из них 87,3 процента заняты в экономике.
Наибольшая занятость отмечается в следующих видах экономической деятельности:
- оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 14 процентов;
- сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 13 процентов;
- обрабатывающие производства - 9,9 процента;
- транспорт и связь - 9,8 процента;
- строительство - 8,5 процента;
- образование - более 9,3 процента;
- здравоохранение и предоставление социальных услуг - 7,9 процента. Менее всего занимаются добычей полезных ископаемых - 1,5 процента.
Общая численность безработных за этот период сохранялась на уровне 7,4 - 7,3 тыс. человек, при этом уровень общей безработицы составил 8,5 - 8,3 процента от экономически активного населения.
Уровень регистрируемой безработицы составляет 1,1 процента экономически активного населения и является одним из самых низких среди дальневосточных регионов.
Количество вакансий на 31.12.2013 по области составило 8,7 тыс. рабочих мест, из них количество квалифицированных - более 5 тыс. мест.
Уровень жизни.
За период 2009 - 2013 годов среднедушевые денежные доходы населения увеличились на 49,6 процента. По итогам 2013 года данный показатель составил 20416,6 рубля. Реальные располагаемые денежные доходы за пятилетний период увеличились на 6,5 процента.
Рост реальной заработной платы за этот период составил 15,6 процента.
Наука и образование.
Система образования области с численностью обучающихся 18871 человек включает в себя 80 общеобразовательных учреждений, 72 дошкольных образовательных учреждения, 7 - начального профессионального образования, 3 вечерних (сменных) общеобразовательных учреждения. Осуществляют свою деятельность государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема", областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования "Областной институт усовершенствования учителей", а также 3 средних специальных учебных заведения и 7 областных государственных учреждений профессионального образования, готовящих работников культуры, средний медицинский персонал, специалистов в области экономики и управления, правоведения, торговли, легкой промышленности, сельского хозяйства, железнодорожного транспорта, строителей, газоэлектросварщиков и специалистов других отраслей.
Одним из научных учреждений области является федеральное государственное бюджетное учреждение науки "Институт комплексного анализа региональных проблем Дальневосточного отделения Российской академии наук" (ИКАРП ДВО РАН). Институт создан с целью исследования регионов разных уровней как целостных систем в естественной органической связи и взаимодействии природных, экономических и социальных факторов.
Основными научными направлениями деятельности являются исследования проблем формирования и устойчивого развития территориальных систем и изучение характера взаимодействий природной среды и социально-экономической деятельности общества. Ученые института выполняют фундаментальные и прикладные исследования в области наук о Земле, математического моделирования, общественных и гуманитарных наук. Структура института включает следующие научные подразделения: лаборатория генетики и эволюции; истории еврейской культуры и еврейского миграционного движения; математического моделирования динамики региональных систем; моделирования геологических структур; региональных биоценологических исследований; региональной геоэкологии; региональных социально-гуманитарных исследований. Институтом с 1995 года издается научный журнал, в котором представлены результаты исследований в природной, социальной, экономической сферах и научной жизни в регионах России. Научные результаты института ежегодно входят в сводные отчеты Дальневосточного отделения РАН и Российской академии наук.
Здравоохранение.
В системе здравоохранения области функционируют 16 больничных учреждений, 38 амбулаторно-поликлинических учреждений, 64 фельдшерско-акушерских пункта, 5 санаторно-курортных учреждений. Учреждения здравоохранения области оснащены современным оборудованием и аппаратурой, передовые технологии используются в лечебно-профилактической деятельности.
Культура и спорт.
В области действуют 49 общедоступных публичных библиотек, 4 государственных музея, 1 профессиональный театр, 76 учреждений культурно-досугового типа, 1 художественная школа, 9 музыкальных и детских школ искусств.
В области функционируют 4 стадиона, 3 плавательных бассейна, 108 спортивных залов и 259 плоскостных спортивных сооружений.
Значительную роль на развитие физической культуры и спорта в области оказывают детско-юношеские спортивные школы (4), центр спортивной подготовки и центр развития спорта, а также отделение адаптивной физической культуры и спорта. В спортивных школах области культивируется 19 видов спорта, численность занимающихся в 2013 году составила 2700 учащихся.
2.2. Анализ инвестиций
Динамика инвестиций в экономику области нестабильна и зависит от реализации на территории области крупномасштабных инфраструктурных инвестиционных проектов, реализуемых государственными корпорациями.
Прирост инвестиций в основной капитал за 2010 - 2013 годы составил всего 8 процентов к уровню 2009 года в сопоставимых ценах. Пик инвестиционной активности приходится на 2010 - 2011 годы - период реализации проектов по строительству нефтепровода ВСТО-II, первой очереди Облученского тоннеля.
Рисунок 2
Динамика инвестиций в основной капитал
Завершение крупномасштабных инвестиционных проектов повлияло на снижение инвестиций в 2012 году на 7,5 процента, в 2013 году - на 52,3 процента. По темпам роста инвестиций в основной капитал в 2013 году область находится на последнем месте среди регионов Дальневосточного федерального округа.
Объем инвестиций в основной капитал на душу населения увеличился с 45,2 тыс. рублей в 2009 году до 66,6 тыс. рублей в 2013 году.
Структура инвестиций в основной капитал по видам деятельности и источникам финансирования на протяжении последних лет не претерпевает больших изменений.
Основной объем инвестиций направляется на развитие транспортной инфраструктуры (в 2013 году - 36 процентов от общего объема инвестиций, в 2010 году - 73 процента), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (17,8 процента, 8,8 процента), добычу полезных ископаемых (17,5 процента, 9,1 процента).
Низкой остается доля инвестиций в основной капитал на предприятиях обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, что объясняется реализацией ими, как правило, небольших проектов. Причинами данной ситуации являются недостаток собственных средств, неудовлетворительное финансовое положение некоторых субъектов хозяйствования, что вызывает затруднения в получении кредитов на инвестиционные цели.
Рисунок 3
Инвестиции
в основной капитал в 2013 году по видам экономической
деятельности (без субъектов малого предпринимательства и
объемов инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими
методами, в процентах к итогу)
Привлеченные средства являются главным источником финансирования инвестиций, их доля составляет 90 процентов от общего объема инвестиций. За счет накопленной амортизации и прибыли предприятия и организации направляют всего 10 процентов. Значительный объем инвестиций осуществляется за счет бюджетных средств (36 процентов от общего объема), ежегодно выделяется порядка 3,0 - 4,0 млрд. рублей на строительство и реконструкцию объектов транспортной, жилищно-коммунальной и социальной инфраструктуры области. По-прежнему кредитные ресурсы для большинства предприятий малодоступны, поэтому их доля в общем объеме инвестиций очень мала - 0,07 процента.
Таблица 2
Инвестиции в основной капитал по источникам финансирования
(без субъектов малого предпринимательства и объемов
инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами,
в процентах к итогу)
2010 год
2011 год
2012 год
2013 год
1
2
3
4
5
Инвестиции, всего (млн. рублей)
14822,4
21483,9
21088,2
11365,7
в том числе:
Собственные средства предприятий и организаций (процентов)
3,8
3,9
5,5
10,0
Привлеченные средства (процентов)
96,2
96,1
94,5
90,0
из них:
кредиты банков
0,4
2,4
0,5
0,1
заемные средства других организаций
10,9
11,6
7,8
18,2
бюджетные средства
26,7
10,4
15,5
36,7
прочие привлеченные
58,2
71,7
70,7
35,0
В области накоплено прямых иностранных инвестиций 134,6 млн. долл. США, из них в 2013 году поступило 12,5 млн. долл. США.
Приоритетными для иностранных инвесторов являются вложения в добычу полезных ископаемых, сельское хозяйство, лесозаготовки и деревообработку, жилищное строительство. Основными странами-инвесторами являются Китай, Кипр, Великобритания.
Таблица 3
Основные показатели
инвестиционной деятельности в Еврейской автономной области
за 2009 - 2013 годы
Показатель
2009 г.
2010 г.
2011 г.
2012 г.
2013 г.
Инвестиции в основной капитал, млн. рублей
8039,3
18810,7
25429,6
24946,2
11429,5
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал (в % к предыдущему году)
83,7
201,1
121,6
92,5
47,7
Инвестиции в основной капитал на душу населения, тыс. рублей
45,2
106,3
145,0
143,7
66,6
Объем прямых иностранных инвестиций, тыс. долл. США
2940,7
16160,7
21461,1
17929,2
12547,4
Объем прямых иностранных инвестиций на душу населения, долл. США
16,0
91,4
122,4
103,3
73,1
Перспективы развития области связаны с реализацией комплексных инвестиционных проектов, продолжением работ по созданию транспортно-логистической инфраструктуры области, развитием агропромышленного комплекса, производством строительных материалов, организацией комплексной жилищной застройки.
2.3. Анализ нормативной правовой базы
В настоящее время в области разработана и действует нормативная правовая база по созданию благоприятного инвестиционного климата в регионе:
- закон Еврейской автономной области от 22.12.2010 № 880-ОЗ "О государственной поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Еврейской автономной области";
- закон Еврейской автономной области от 23.04.2008 № 366-ОЗ "О порядке предоставления государственных гарантий Еврейской автономной области";
- закон Еврейской автономной области от 28.03.2012 № 47-ОЗ "Об участии Еврейской автономной области, муниципальных образований Еврейской автономной области в проектах государственно-частного партнерства";
- закон Еврейской автономной области от 18.07.2014 № 544-ОЗ "О реализации отдельных положений Налогового кодекса Российской Федерации в части осуществления региональных инвестиционных проектов";
- постановление правительства Еврейской автономной области от 17.03.2015 № 92-пп "О предоставлении государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Еврейской автономной области";
(в ред. постановления правительства ЕАО от 01.12.2015 № 534-пп)
- постановление правительства Еврейской автономной области от 16.12.2011 № 640-пп "Об утверждении Порядка формирования и ведения реестра приоритетных инвестиционных проектов, реализуемых и планируемых к реализации на территории Еврейской автономной области";
- постановление правительства Еврейской автономной области от 16.10.2012 № 537-пп "О реализации закона Еврейской автономной области от 28.03.2012 № 47-ОЗ "Об участии Еврейской автономной области, муниципальных образований Еврейской автономной области в проектах государственно-частного партнерства";
- распоряжение правительства Еврейской автономной области от 10.02.2014 № 51-рп "Об утверждении регламента сопровождения инвестиционных проектов по принципу "одного окна", реализуемых и (или) планируемых к реализации в Еврейской автономной области".
В Еврейской автономной области созданы и действуют Совет по улучшению инвестиционного климата в Еврейской автономной области, Инвестиционный совет Еврейской автономной области, Совет по экономической и социальной политике при губернаторе области, Совет по промышленной политике и предпринимательству, инновационной деятельности.
2.4. SWOT-анализ инвестиционного климата
Еврейской автономной области
Анализ ключевых сильных и слабых сторон с точки зрения инвестиционной привлекательности региона строится на основе диагностики социально-экономической ситуации в Еврейской автономной области и динамики положения в инвестиционном рейтинге.
Первым по значимости конкурентным преимуществом Еврейской автономной области является ее географическое положение и наличие доступной транспортной инфраструктуры.
Область приближена к побережью Тихого океана и основным экономическим партнерам в этом регионе, имеет выход в моря Тихого океана через Амурский водный путь, который связывает южные районы области не только с ближайшими городами юга Дальнего Востока России - Благовещенском и Хабаровском, но и обеспечивает выход через Сунгари и ее притоки во многие города провинции Хэйлунцзян Китайской Народной Республики (Цзямусы, Харбин и др.).
На территории проходят Транссибирская железнодорожная магистраль, которая обеспечивает кратчайшие маршруты из Западной Европы и Ближнего Востока в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, и автомобильная дорога федерального значения "Амур" Чита - Хабаровск.
За последние годы область превратилась в стратегический для других регионов Дальневосточного федерального округа узел транзитных связей. Через ее территорию осуществляются межрегиональные и международные перевозки. Отмечается увеличение грузо- и пассажиропотока через пункты пропуска области, в первую очередь через пункт пропуска "Нижнеленинский".
Область богата минерально-сырьевыми ресурсами, выявлены более 20 видов полезных ископаемых, в том числе крупные месторождения угля, железа, марганца, олова, золота, графита, талька, брусита. Обеспеченность природными ресурсами связана с основным притоком инвестиций в ресурсный сектор региона.
Приоритетным направлением развития экономики области является сельское хозяйство. Область располагает значительными запасами неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, что является резервом для увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции. Наличие естественных кормовых угодий, резервов естественных пастбищ и сенокосов создает благоприятные возможности для развития животноводства.
К числу благоприятных условий относятся хорошее состояние экологии, наличие стимулирующего регионального законодательства в поддержке инвестиционной деятельности в налоговой сфере, реализация программы по формированию благоприятного инвестиционного климата.
Негативное влияние на положение региона в рейтинге инвестиционной привлекательности оказывает демографическая ситуация.
За 2009 - 2013 годы среднегодовая численность населения области сократилась на 6,3 тыс. человек за счет естественной и миграционной убыли населения. Несмотря на принимаемые правительством области меры в здравоохранении, по-прежнему высока смертность населения, коэффициент естественной убыли населения в 2013 году составил 0,9 процента по сравнению с естественным приростом 0,2 процента в среднем по стране. За пять лет естественная убыль населения составила 1,2 тыс. человек.
За пять лет миграционное сальдо сложилось отрицательным за счет оттока населения в другие регионы Российской Федерации. В 2013 году миграционный отток населения области составил 122,2 пункта на 10000 человек, в целом по стране отмечен миграционный прирост 20,6.
По среднедушевым денежным доходам (скорректированным на стоимость жизни) Еврейская автономная область занимает последнее место в Дальневосточном федеральном округе. По рейтингу потребительского потенциала область находится на 81 месте.
Современный уровень безработицы высокий и составляет 8,5 процента по сравнению с показателем по Российской Федерации - 6,3 процента.
Среди слабых сторон также отмечается зависимость регионального бюджета от федеральных трансфертов, низкий уровень компетентности менеджеров, отсутствие высококвалифицированных кадров, недоступность финансовых ресурсов и т.д. (81 место).
Также слабые инновационный и институциональный потенциалы (79 и 78 место соответственно).
В целом по инвестиционному потенциалу область находится на 79 месте, инвестиционному риску - на 71 месте и на протяжении длительного периода относится к немногочисленной группе российских регионов с характеристикой "незначительный потенциал - высокий риск".
Таким образом, проведенный анализ выявил конкурентные преимущества и сдерживающие факторы региона, что позволит распределить имеющиеся силы и средства более эффективно. Использование всех возможностей конкурентных преимуществ и работа над устранением сдерживающих факторов позволит не просто повысить рейтинг инвестиционной привлекательности региона, но сделает Еврейскую автономную область более привлекательной для новых инвестиций и высококвалифицированных специалистов.
Результаты SWOT-анализа представлены в таблице 4.
Таблица 4
SWOT-анализ
S. Сильные стороны (конкурентные преимущества)
W. Слабые стороны (внутренние сдерживающие факторы)
1. Выгодное географическое и геополитическое положение - близость к основным экономическим партнерам в регионе, выход в моря Тихого океана через Амурский водный путь.
2. Наличие на территории области Транссибирской железнодорожной магистрали, которая обеспечивает кратчайшие маршруты из Западной Европы и Ближнего Востока в страны АТР.
3. Наиболее высокая по ДФО плотность автомобильных и железных дорог.
4. Значительный потенциал полезных ископаемых для производства строительных материалов.
5. Наличие нескольких групп предприятий, потенциально являющихся точками роста региональной экономики.
6. Наличие земель, пригодных для сельскохозяйственного использования
1. Неблагоприятная демографическая ситуация и напряженность на рынке труда.
2. Дисбаланс развития территорий.
3. Отсутствие собственных электрогенерирующих мощностей.
4. Высокие тарифы на энергоресурсы и грузовые перевозки.
5. Изношенность объектов инфраструктуры, наличие ветхого жилья.
6. Дефицит высококвалифицированных кадров.
7. Слабое развитие инновационной деятельности.
8. Незначительная емкость рынка области.
9. Ограниченность финансовой и институциональной поддержки ввиду дотационности областного бюджета
О. Возможности
Т. Угрозы
1. Ускоренное развитие Дальнего Востока - приоритет федерального уровня.
2. Расширение экономических приоритетов Российской Федерации в сторону Китая и стран Юго-Восточной Азии.
3. Растущий спрос на природные ресурсы, энергию, продовольствие в странах СВА.
4. Интеграция в международную транспортно-логистическую систему.
5. Повышение эффективности межрегиональных связей и приграничного сотрудничества с Китаем, их роли в региональной экономике.
6. Производство экологически чистой продукции
1. Активная политика китайских и других иностранных конкурентов, соседних российских регионов по завоеванию областного рынка промышленной и сельскохозяйственной продукции.
2. Сильное влияние факторов сезонности, железнодорожных и энергетических тарифов на малую областную экономику (в том числе приграничное сотрудничество, лесопользование, сельскохозяйственную деятельность, промышленность).
3. Негативные последствия вступления в ВТО для предприятий, работающих на внутренний рынок.
4. Усиление техногенного воздействия на окружающую среду
3. Стратегические приоритеты инвестиционного развития
Еврейской автономной области
Перспективными направлениями развития области являются:
- размещение на территории производств по глубокой переработке сырья, имеющегося на территории области, а именно: производство строительных и отделочных материалов, продукции лесопереработки, компонентов для металлургической промышленности и проч. с целью поставки продукции на внутренний рынок РФ и за рубеж;
- развитие агропромышленного комплекса, включая сектор хранения и переработки продукции животноводства и растениеводства;
- размещение на территории сборочных производств, производств с использованием в качестве полуфабрикатов продукции предприятий КНР для последующей поставки продукции на внутренний рынок РФ и за рубеж (перенос формирования части добавленной стоимости в продукции на территорию РФ);
- развитие и модернизация транспортной инфраструктуры, создание транспортно-логистического центра с использованием возможностей, предоставляемых строительством международного железнодорожного мостового перехода через р. Амур в с. Нижнеленинское (РФ) и г. Тунцзян (КНР);
- развитие малого и среднего предпринимательства.
3.1. Отраслевые приоритеты
На сегодняшний день в структуре валового регионального продукта области лидирующее положение занимают такие виды деятельности, как строительство - 24,9 процента, транспорт и связь - 15,8 процента, государственное управление - 13,2 процента, сельское хозяйство, охота и рыболовство - 8,9 процента, промышленное производство (по видам деятельности С, Д, Е) - 9,6 процента, оптовая и розничная торговля - 8,4 процента. Значительный вклад в строительную сферу за последний период обеспечивали реализуемые на территории области крупные межрегиональные инфраструктурные проекты. В сфере транспорта и связи наибольший вклад вносит железнодорожный транспорт. Положительное влияние на рост валового регионального продукта оказывает и производство рыночных (оптовая и розничная торговля) и нерыночных услуг (государственное управление).
Доля добычи полезных ископаемых в структуре ВРП области сегодня невысока - 0,5 процента.
Перспективы развития области связаны как с модернизацией действующих производств, так и с созданием новых предприятий. Необходимо отметить, что намеченные структурные сдвиги в экономике области в прогнозном периоде будут смещены к добыче и переработке полезных ископаемых, с учетом запланированного выхода на проектную мощность ООО "Кимкано-Сутарский горно-обогатительный комбинат". Доля данного вида деятельности в структуре ВРП возрастет с 0,5 процента до 10 процентов.
Рисунок 4
Структура
экономики Еврейской автономной области
Значительный вклад в производственный сектор экономики области внесут крупные инвестиционные проекты по добыче и обогащению железомарганцевых руд на Южно-Хинганском месторождении, освоение Союзного месторождения графита.
Возрастет значимость транспортной составляющей в структуре экономики области. С учетом ввода железнодорожного мостового перехода через р. Амур в с. Нижнеленинское (РФ) и г. Тунцзян (КНР), реконструкции железнодорожной ветки Биробиджан - Ленинское с выходом на строящийся железнодорожный мостовой переход значительно возрастет объем грузоперевозок, что даст существенный вклад в валовой региональный продукт области.
По-прежнему приоритетным остается агропромышленный сектор.
Наиболее перспективные направления развития агропромышленного комплекса:
- возделывание экологически чистой сельскохозяйственной продукции;
- увеличение площади посевов овощных, кормовых культур;
- реконструкция мелиоративных осушительных систем, расположенных в Ленинском районе;
- строительство новых и реконструкция имеющихся животноводческих комплексов для содержания крупного рогатого скота и свиней, в том числе мини-ферм по их выращиванию, а также птицеводческих комплексов;
- создание агропромышленных парков на территории Ленинского и Смидовичского районов.
Развитие въездного туризма в большей мере должно быть связано с развитием санаторно-курортного комплекса, требующего, в частности, создания необходимой инфраструктуры, выполнения условий и подготовки документов экологической и природоохранной направленности для признания курорта "Кульдур" здравницей федерального значения. При этом познавательный туризм (посещение достопримечательностей и имиджевых мероприятий области) может быть предложен как дополнительная услуга.
3.2. Территориальные приоритеты
Реализация экономического потенциала территорий опережающего развития и формирование комфортных условий жизни населения в значительной степени будут способствовать развитию Еврейской автономной области.
В Еврейской автономной области в среднесрочной перспективе планируется создание промышленных площадок - территорий для размещения и функционирования промышленных объектов и (или) объектов для оказания услуг, обеспеченных необходимой инфраструктурой (в том числе дорогами, сетями водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения), управляемых единым оператором, подготовленных специализированной организацией по формированию промышленных площадок.
С целью развития Еврейской автономной области как приграничной территории и интеграции ее в экономическое пространство межрегиональных и внешнеэкономических связей стран Азиатско-Тихоокеанского региона предусматривается развитие транспортных путей и связанной с ними инфраструктуры обслуживания грузопотоков и пассажиров с использованием расположенных на территории области пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации.
В целях дальнейшего развития межрегиональных отношений планируется продолжать реализацию мероприятий в рамках соглашений о сотрудничестве с правительствами Хабаровского края, Амурской области, Республики Саха (Якутия).
4. Цель и основные параметры Инвестиционной стратегии
(в ред. постановления правительства ЕАО
от 01.12.2015 № 534-пп)
4.1. Цель и задачи Инвестиционной стратегии
(в ред. постановления правительства ЕАО
от 01.12.2015 № 534-пп)
Целью Инвестиционной стратегии является создание благоприятного инвестиционного климата, повышение инвестиционной привлекательности региона, обеспечение инвестиционной активности субъектов экономики в целях ускорения темпов социально-экономического развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Улучшение инвестиционного климата, устранение административных барьеров.
Решение задачи предполагает существенное упрощение, сокращение сроков прохождения процедур, необходимых для реализации инвестиционных проектов, в том числе в сфере строительства, подключения к сетям, а также реализацию "дорожных карт" по совершенствованию делового климата, разработанных автономной некоммерческой организацией "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" в рамках национальной предпринимательской инициативы по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации.
Важными направлениями решения данной задачи являются:
- совершенствование нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности в Еврейской автономной области;
- развитие института оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Еврейской автономной области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности;
- создание специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами, внедрение системы сопровождения инвестиционных проектов по принципу "одного окна";
- реализация мероприятий, направленных на активизацию инвестиционной политики в муниципальных образованиях Еврейской автономной области.
2. Осуществление мер инфраструктурной и финансовой поддержки инвестиционной деятельности.
Решение задачи предполагает создание подготовленных промышленных площадок, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, необходимых для реализации инвестиционных проектов, повышение транспортной доступности территорий области, улучшение качества дорог, совершенствование мер государственной поддержки, реализацию инфраструктурных проектов на основе государственно-частного партнерства.
Финансовая поддержка инвестиционной деятельности осуществляется в рамках государственных программ, а также в форме предоставления налоговых льгот, предоставления из областного бюджета субсидий для компенсации части процентной ставки по банковским кредитам, лизинговым платежам, полученным на реализацию инвестиционного проекта.
С целью увеличения объема вложенных инвестиций в государственные и муниципальные объекты Еврейской автономной области, привлечения большего числа поставщиков товаров, работ, услуг для участия в закупках, продвижения товаров, работ, услуг для малого и среднего бизнеса будет совершенствоваться контрактная система в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд путем повышения ее эффективности, а именно:
- проведения мероприятий (семинаров, деловых встреч, форумов) для государственных и муниципальных заказчиков и поставщиков;
- обеспечения предварительного контроля объявляемых закупок, в том числе на наличие преференций субъектам малого предпринимательства, на правильность выбора способа размещения заказа;
- пресечения выставления завышенных начальных (максимальных) цен контракта заказчиками, а также внесения в технические задания требований, ограничивающих конкуренцию;
- создания уполномоченного органа по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для государственных заказчиков области;
- по возможности, использования в перспективе долгосрочных контрактов с поставщиками, исполнителями для обеспечения качества и оптимизации стоимости закупаемых товаров и услуг;
- применения на практике контрактов жизненного цикла при строительстве объектов коммунальной инфраструктуры.
3. Создание территорий опережающего развития.
Решение задачи предполагает совместную работу органов исполнительной власти и местного самоуправления области по созданию на территории области промышленных и агропромышленных парков, логистических центров, деятельность которых будет осуществляться в рамках планируемых территорий опережающего социально-экономического развития.
Такие площадки обозначены в Ленинском, Смидовичском районах области.
Ленинский район по многим параметрам подходит для этих целей: здесь есть международный порт, железная и автомобильная дороги, выходящие на Транссиб и федеральную трассу, свободные земельные площади, в скором времени начнется строительство мостового перехода. На первом этапе планируется размещение транспортно-логистического комплекса. В перспективе сформированная логистическая инфраструктура станет отправной точкой для размещения на промышленной площадке высокотехнологичных и ориентированных на внешние рынки производств. Имеются потенциальные инвесторы, разрабатываются планы реализации проектов.
Наиболее развитой отраслью в Еврейской автономной области является сельское хозяйство. Находясь в зоне рискованного земледелия, область испытывает недостаток собственного продовольствия. Вместе с тем агропромышленный комплекс области обладает потенциалом, способным обеспечить продовольственную безопасность области по базовому набору продуктов питания.
На территории Смидовичского муниципального района планируется создание агропромышленного парка, расположенного на площадке вблизи с. Даниловка. На первоначальном этапе планируется строительство молочной фермы на 1500 голов и молокоперерабатывающего завода мощностью 40 тонн в сутки. На втором этапе планируется строительство откормочного цеха на 5 тыс. бычков, тепличного комплекса (6 га теплиц) и комбикормового завода. Проектом также предусмотрено создание инфраструктуры для работников агропромышленного парка (строительство жилых домов, социальных объектов). Инвестором проводятся подготовительные работы.
Для территорий опережающего социально-экономического развития будут созданы особые условия ведения предпринимательской деятельности: это пятилетние налоговые каникулы, предполагается установить пониженные ставки обязательных платежей по страховым взносам, упростить порядок получения разрешений на строительство, порядок подключения к электросетям, порядок прохождения таможенных процедур.
4. Содействие развитию кадрового потенциала.
В целях обеспечения реализуемых (планируемых к реализации) проектов необходимыми квалифицированными кадрами в правительстве Еврейской автономной области будет совершенствоваться система подготовки кадров, включающая в себя:
- информирование по запросам инвесторов правительством Еврейской автономной области о наличии кадровых ресурсов, организацию подготовки персонала по требуемым специальностям;
- консультирование инвесторов по вопросам привлечения квалифицированных кадров в зависимости от вида производства и места размещения инвестиционного проекта;
- разработку плана мероприятий по развитию кадрового потенциала Еврейской автономной области, основанного на изучении потребностей инвесторов, сроком на 7 лет, перспективного прогноза, на основании которого будут разрабатываться планы профессиональной подготовки и переподготовки специалистов;
- в рамках мероприятий по привлечению иностранной рабочей силы Межведомственной комиссией по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Еврейской автономной области ежегодное определение потребности в иностранной рабочей силе;
- проведение работы по возрождению института наставничества;
- содействие формированию кадрового потенциала за счет развития профессионального образования, ориентированного на потребности новой экономики.
5. Развитие малого и среднего предпринимательства.
Предполагается осуществление мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе:
- финансовая поддержка в рамках реализации подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Еврейской автономной области" государственной программы "Формирование благоприятного инвестиционного климата на территории Еврейской автономной области" на 2014 - 2018 годы;
- формирование инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства Еврейской автономной области (создание некоммерческих консалтинговых организаций, бизнес-инкубаторов);
- информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства Еврейской автономной области.
6. Формирование и поддержание позитивного имиджа Еврейской автономной области как региона, благоприятного для инвестиционной и предпринимательской деятельности.
Мероприятия, направленные на решение данной задачи, предполагают разработку и распространение тематических информационных материалов, участие представителей области в конгрессно-выставочных мероприятиях инвестиционной направленности, а также поддержку и актуализацию специализированного инвестиционного интернет-портала.
Решение поставленных задач позволит повысить эффективность государственного управления инвестиционной деятельностью, улучшить качество государственных услуг, снизить инвестиционные риски и административные барьеры, обеспечить достижение целей Инвестиционной стратегии.
4.2. Ожидаемые результаты и контрольные
показатели реализации Инвестиционной стратегии
(в ред. постановления правительства ЕАО
от 01.12.2015 № 534-пп)
В результате реализации мероприятий, предусмотренных Инвестиционной стратегией, за счет создания благоприятных условий для привлечения инвестиций ожидается рост объема инвестиций в основной капитал к 2025 году в 2 раза по отношению к уровню 2013 года. Увеличение объемов инвестиций в экономику области будет способствовать росту валового регионального продукта в 1,7 раза, а также росту доходов бюджета области к 2025 году в 2,5 раза.
Контрольные показатели эффективности Инвестиционной стратегии, разработанные с учетом требований Приказа Федеральной службы государственной статистики от 21.02.2013 № 70 "Об утверждении методик расчета показателей оценки эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности", подготовленного на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2014 г. № 570-р, Указа Президента Российской Федерации от 10 сентября 2012 г. № 1276:
(в ред. постановления правительства ЕАО от 01.12.2015 № 534-пп)
- прирост инвестиций в основной капитал;
- доля инвестиций в ВРП;
- количество созданных рабочих мест;
- прирост высокопроизводительных рабочих мест;
- количество новых инвестиционных проектов, реализуемых на территории области;
- предельное количество процедур, необходимых для получения разрешения на строительство эталонного объекта капитального строительства непроизводственного назначения;
- предельный срок прохождения всех процедур для получения разрешения на строительство эталонного объекта капитального строительства непроизводственного назначения;
- предельное количество этапов, необходимых для технологического присоединения;
- предельный срок подключения потребителей (до 150 кВт) с даты поступления заявки на технологическое присоединение до даты подписания акта о технологическом присоединении;
- количество новых предприятий на 1000 человек населения;
- прирост протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям;
- доля численности высококвалифицированных работников в общей численности квалифицированных работников в регионе;
- темп прироста реальной среднемесячной заработной платы;
- прирост оборота продукции и услуг, производимых малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями и индивидуальными предпринимателями, в субъекте Российской Федерации;
- прирост количества субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации;
- количество ежегодных посещений специализированного двуязычного интернет-портала об инвестиционной деятельности в Еврейской автономной области;
- количество протоколов намерений, подписанных в ходе презентационных мероприятий инвестиционной тематики в рамках международных и межрегиональных конгрессно-выставочных мероприятий;
- оценка предпринимательским сообществом общих условий ведения предпринимательской деятельности в области.
Значения контрольных показателей эффективности приведены в приложении № 1.
5. Реализация Инвестиционной стратегии
(в ред. постановления правительства ЕАО
от 01.12.2015 № 534-пп)
5.1. План реализации Инвестиционной стратегии
(в ред. постановления правительства ЕАО
от 01.12.2015 № 534-пп)
План мероприятий реализации Инвестиционной стратегии базируется на решении поставленных задач. План содержит:
- сводный перечень мероприятий;
- сроки реализации мероприятий;
- ожидаемые результаты реализации мероприятий;
- наименование органа исполнительной власти Еврейской автономной области, ответственного за реализацию мероприятия.
План реализации Инвестиционной стратегии приведен в приложении № 2.
5.2. Механизм реализации Инвестиционной стратегии
(в ред. постановления правительства ЕАО
от 01.12.2015 № 534-пп)
Механизм реализации Инвестиционной стратегии направлен на эффективное планирование хода исполнения основных мероприятий, координацию действий участников Инвестиционной стратегии, проведение оценки эффективности исполнения мероприятий Инвестиционной стратегии, ее обязательный пересмотр и корректировку.
Участниками реализации Инвестиционной стратегии являются:
- органы исполнительной власти, формируемые правительством области;
- органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории области;
- инвесторы, хозяйствующие субъекты, осуществляющие (планирующие осуществлять) деятельность на территории области;
- территориальные органы федеральных органов государственной власти;
- общественные объединения;
- научные, образовательные и другие организации.
Ответственным исполнителем Инвестиционной стратегии является управление экономики правительства Еврейской автономной области, реализация мероприятий Инвестиционной стратегии осуществляется соисполнителями Инвестиционной стратегии - органами исполнительной власти Еврейской автономной области в пределах установленной компетенции.
В процессе реализации Инвестиционной стратегии ответственный исполнитель осуществляет следующие полномочия:
- организует реализацию Инвестиционной стратегии;
- несет ответственность за достижение установленных контрольных показателей эффективности Инвестиционной стратегии, а также конечных результатов ее реализации;
- готовит предложения о внесении изменений в Инвестиционную стратегию по согласованию с соисполнителями;
- проводит оценку эффективности Инвестиционной стратегии на этапе реализации - запрашивает у соисполнителей сведения, необходимые для подготовки годового отчета о ходе реализации и об оценке эффективности Инвестиционной стратегии (далее - годовой отчет);
- готовит годовой отчет в срок до 1 июня года, следующего за отчетным.
Соисполнитель Инвестиционной стратегии осуществляет следующие полномочия:
- осуществляет реализацию мероприятий Инвестиционной стратегии, в отношении которых он является соисполнителем, вносит ответственному исполнителю предложения о необходимости внесения изменений в Инвестиционную стратегию;
- предусматривает мероприятия по улучшению инвестиционного климата в области при исполнении государственных программ области;
- представляет ответственному исполнителю сведения, необходимые для подготовки годового отчета и проведения оценки эффективности Инвестиционной стратегии.
Изменения в Инвестиционную стратегию выносятся на публичное обсуждение и утверждаются правительством Еврейской автономной области.
Внесение изменений в Инвестиционную стратегию осуществляется в случае изменения существенных факторов, ресурсных и иных возможностей региона ежегодно до 1 ноября года, следующего за отчетным:
- по инициативе ответственного исполнителя;
- во исполнение поручений правительства и (или) губернатора Еврейской автономной области;
- по результатам рассмотрения годового отчета и предложений по изменению и дополнению Инвестиционной стратегии на заседании Совета по улучшению инвестиционного климата в Еврейской автономной области.
Ответственный исполнитель размещает сведения о реализации Инвестиционной стратегии в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на инвестиционном портале начиная с 2015 года.
Приложение № 1
к Инвестиционной стратегии Еврейской
автономной области на период до 2025 года
ПОКАЗАТЕЛИ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ
ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ
№ п/п
Задача Инвестиционной стратегии Еврейской автономной области
Наименование показателя, единица измерения
Значение показателя
к 2018 году
к 2025 году
1
2
3
4
5
1
Улучшение инвестиционного климата, устранение административных барьеров
Прирост инвестиций в основной капитал,
% к предыдущему году
6,5
7,5
Доля инвестиций в ВРП, %
28
33
Количество новых инвестиционных проектов, реализуемых на территории области ежегодно не менее, единиц
2
2
Предельное количество процедур, необходимых для получения разрешения на строительство эталонного объекта капитального строительства непроизводственного назначения, единиц
11
Предельный срок прохождения всех процедур для получения разрешения на строительство эталонного объекта капитального строительства непроизводственного назначения, дней
56
Предельное количество этапов, необходимых для технологического присоединения, единиц
5
Предельный срок подключения потребителей (до 150 кВт) с даты поступления заявки на технологическое присоединение до даты подписания акта о технологическом присоединении, дней
40
Оценка предпринимательским сообществом общих условий ведения предпринимательской деятельности в области, баллов
8
2
Осуществление мер инфраструктурной и финансовой поддержки инвестиционной деятельности
Прирост протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям,
% к предыдущему году
0,5
0,5
Объем привлеченных в экономику области бюджетных средств, млн. рублей
4500
6000
3
Создание территорий опережающего развития
Количество новых предприятий на 1000 человек населения, единиц
5,2
6,1
Прирост высокопроизводительных рабочих мест, в процентах к предыдущему году
0,2
0,5
4
Содействие развитию кадрового потенциала
Доля численности высококвалифицированных работников в общей численности квалифицированных работников в области, %
32,4
42,2
Темп прироста реальной среднемесячной заработной платы,
% к предыдущему году
2,7
3,9
5
Развитие малого и среднего предпринимательства
Прирост оборота продукции и услуг, производимых малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями и средними,
% к предыдущему году (в сопоставимых ценах)
2,1
5,6
Прирост количества субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность на территории области,
% к предыдущему году
0,8
1,0
6
Формирование и поддержание позитивного имиджа Еврейской автономной области как региона, благоприятного для инвестиционной и предпринимательской деятельности
Количество ежегодных посещений специализированного двуязычного интернет-портала об инвестиционной деятельности в Еврейской автономной области, ежегодно не менее
10000
15000
Количество протоколов намерений, подписанных в ходе презентационных мероприятий инвестиционной тематики в рамках международных и межрегиональных конгрессно-выставочных мероприятий, ежегодно не менее
8
10
Приложение № 2
к Инвестиционной стратегии Еврейской
автономной области на период до 2025 года
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ
ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА
Список изменяющих документов
(в ред. постановления правительства ЕАО от 01.12.2015 № 534-пп)
№ п/п
Наименование мероприятия
Сроки реализации, годы
Показатели эффективности мероприятия, ожидаемые результаты
Ответственный исполнитель
Финансирование мероприятия
1
2
3
4
5
6
Задача 1. Улучшение инвестиционного климата, устранение административных барьеров
1.1
Реализация мероприятий государственной программы "Формирование благоприятного инвестиционного климата на территории Еврейской автономной области" на 2014 - 2018 годы
2014 - 2018
Показатели эффективности государственной программы Еврейской автономной области
Управление экономики правительства Еврейской автономной области
Финансирование осуществляется в рамках областного бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период
1.2
Разработка предложений по внесению изменений в нормативные правовые акты, направленных на создание комфортных условий для реализации инвестиционных проектов, защиту прав инвесторов, снижение административной и финансовой нагрузки на инвесторов, реализующих инвестиционные проекты на территории Еврейской автономной области
2015 - 2025
Актуальная, соответствующая законодательству Российской Федерации нормативная правовая база, направленная на формирование благоприятного инвестиционного климата
Органы исполнительной власти, формируемые правительством Еврейской автономной области
Не требует финансирования
1.3
Внедрение Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе
2014 - 2015
Обеспечение благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности в Еврейской автономной области
Органы исполнительной власти, формируемые правительством Еврейской автономной области
Не требует финансирования
1.4
Проведение оценки регулирующего воздействия нормативных правовых актов области
2014 - 2025
Выявление в проектах нормативных правовых актов области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджета Еврейской автономной области
Управление экономики правительства Еврейской автономной области, органы исполнительной власти, формируемые правительством Еврейской автономной области
Не требует финансирования
1.5
Создание специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами
2015 - 2016
Создание регионального института развития для привлечения инвесторов на территорию области. Упрощение согласительных процедур для реализации инвестиционных проектов, увеличение числа реализуемых инвестиционных проектов
Управление экономики правительства Еврейской автономной области
Финансирование осуществляется в рамках областного бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период
1.6
Сопровождение проектов, реализуемых и (или) планируемых к реализации в Еврейской автономной области, по принципу "одного окна"
2014 - 2025
Снижение административных барьеров и затрат инвесторов, повышение комфортности ведения бизнеса, повышение качества государственных услуг, оказываемых инвестору органами исполнительной власти области. Сопровождение не менее 3 инвестиционных проектов ежегодно
Управление экономики правительства Еврейской автономной области, ОГКУ "Государственное юридическое бюро Еврейской автономной области"
Не требует финансирования
1.7
Реализация дорожных карт Национальной предпринимательской инициативы по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации,
в том числе:
2014 - 2018
Улучшение инвестиционного климата и позиции области в Национальном рейтинге регионов, достижение к 2018 году целевых показателей, установленных дорожными картами
Управление экономики правительства Еврейской автономной области, органы исполнительной власти, формируемые правительством Еврейской автономной области
Не требует финансирования
1.7.1
Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства
2014 - 2018
Количество процедур, необходимых для получения разрешения на строительство, - 11;
- совокупное время прохождения всех процедур, необходимых для получения разрешения на строительство, - 56 дней;
- объем затрат, необходимых для получения разрешения на строительство, - 101% от дохода на душу населения
Управление архитектуры и строительства правительства Еврейской автономной области
Не требует финансирования
1.7.2
Повышение доступности энергетической инфраструктуры
2014 - 2018
Количество этапов, необходимых для получения доступа к энергосети, - 5 единиц;
срок подключения к энергосети - 40 дней;
стоимость подключения к энергосети - 25% от внутреннего валового продукта на душу населения
Управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области, комитет тарифов и цен правительства Еврейской автономной области
Не требует финансирования
1.7.3
Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики
2014 - 2018
Количество новых предприятий на 1000 человек населения - 5,2 единицы
Управление экономики правительства Еврейской автономной области, органы исполнительной власти, формируемые правительством Еврейской автономной области
Не требует финансирования
1.8
Реализация комплекса мер по стимулированию органов местного самоуправления к привлечению инвестиций и наращиванию налогового потенциала
2014 - 2025
Ежегодный прирост инвестиций в основной капитал на уровне не менее 6,0% к предыдущему периоду, рост количества реализуемых инвестиционных проектов
Управление экономики правительства Еврейской автономной области
Не требует финансирования
Задача 2. Осуществление мер инфраструктурной и финансовой поддержки инвестиционной деятельности
2.1
Создание подготовленных промышленных площадок для размещения производств в различных сферах, обеспеченных инженерной и транспортной инфраструктурой
2014 - 2025
Наличие доступной инфраструктуры для размещения производственных и иных объектов инвесторов, привлечение инвесторов для реализации не менее 2 инвестиционных проектов ежегодно
Управление экономики правительства Еврейской автономной области, управление архитектуры и строительства правительства Еврейской автономной области, управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области, управление автомобильных дорог и транспорта правительства Еврейской автономной области, органы местного самоуправления муниципальных образований Еврейской автономной области
Финансирование осуществляется в рамках областного бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период
(в ред. постановления правительства ЕАО от 01.12.2015 № 534-пп)
2.2
Повышение транспортной доступности территорий области, улучшение качества дорог. Реализация государственной программы "Развитие сети автомобильных дорог Еврейской автономной области" на 2014 - 2018 годы
2014 - 2018
Показатели эффективности государственной программы Еврейской автономной области
Управление автомобильных дорог и транспорта правительства Еврейской автономной области, органы местного самоуправления муниципальных образований Еврейской автономной области
Финансирование осуществляется в рамках областного бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период
2.3
Реализация инфраструктурных проектов на основе государственно-частного партнерства
2015 - 2025
Привлечение частных инвестиций в инфраструктурные проекты
Управление экономики правительства Еврейской автономной области, органы исполнительной власти, формируемые правительством Еврейской автономной области
Финансирование осуществляется в рамках областного бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период
2.4
Включение инвестиционных проектов в государственные программы Российской Федерации, федеральные целевые программы
2014 - 2025
Привлечение дополнительных средств из федерального бюджета на реализацию инвестиционных проектов.
Не менее 3 проектов ежегодно
Управление экономики правительства Еврейской автономной области, органы исполнительной власти, формируемые правительством Еврейской автономной области
Финансирование осуществляется в рамках областного бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период
2.5
Предоставление налоговых льгот
2014 - 2025
Государственная поддержка инвестиционной деятельности
Управление экономики правительства Еврейской автономной области
Не требует финансирования
2.6
Обеспечение комплексного подхода к планированию инвестиционных расходов и государственных закупок, повышение конкурентности и эффективности закупок для государственных и муниципальных нужд путем увеличения числа конкурентных способов закупок товаров, работ, услуг
2014 - 2025
Повышение эффективности государственных инвестиций и государственных закупок
Органы исполнительной власти, формируемые правительством Еврейской автономной области, органы местного самоуправления муниципальных образований Еврейской автономной области
Не требует финансирования
Задача 3. Создание территорий опережающего развития
3.1
Создание агропромышленного парка
2014 - 2025
Разработка концепции проектов:
2014 - 2015 годы.
Реализация проектов:
2015 - 2025 годы.
Создание 100 рабочих мест
Управление сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области, управление экономики правительства Еврейской автономной области, органы местного самоуправления муниципальных образований Еврейской автономной области
Финансирование осуществляется в рамках областного бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период
3.2
Создание промышленного парка
2014 - 2025
Разработка концепции проектов:
2014 - 2015 годы.
Реализация проектов:
2015 - 2025 годы.
Создание не менее 150 рабочих мест
Управление экономики правительства Еврейской автономной области, органы местного самоуправления муниципальных образований Еврейской автономной области
Финансирование осуществляется в рамках областного бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период
3.3
Создание транспортно-логистического центра
2014 - 2025
Разработка концепции проектов:
2014 - 2015 годы.
Реализация проектов:
2015 - 2025 годы.
Создание не менее 1000 рабочих мест
Управление экономики правительства Еврейской автономной области, органы местного самоуправления муниципальных образований Еврейской автономной области
Финансирование осуществляется в рамках областного бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период
Задача 4. Содействие развитию кадрового потенциала
4.1
Организация регулярного обучения, повышения квалификации и оценки компетентности сотрудников профильных органов Еврейской автономной области, на которых возложены задачи и функции по привлечению инвестиций и работе с инвесторами
2015 - 2025
Кадровое обеспечение процесса формирования благоприятного инвестиционного климата
Управление государственной службы и кадровой политики Еврейской автономной области, управление экономики правительства Еврейской автономной области
Финансирование осуществляется в рамках областного бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период
4.2
Организация профессионального ориентирования и совершенствования образовательного комплекса Еврейской автономной области с целью своевременного изменения состава и численности выпускаемых специалистов соответствующих специальностей и квалификаций в зависимости от потребности инвесторов (реализация подпрограммы "Развитие системы профессионального образования в Еврейской автономной области" государственной программы "Развитие системы образования Еврейской автономной области" на 2014 - 2018 годы, государственной программы "Содействие занятости населения и обеспечение безопасности труда" на 2014 - 2018 годы)
2014 - 2018
Обеспечение квалифицированными кадрами новых производств.
Показатели эффективности государственной программы Еврейской автономной области
Комитет образования Еврейской автономной области, управление трудовой занятости правительства Еврейской автономной области
Финансирование осуществляется в рамках областного бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период
4.3
Реализация государственной программы "Оказание содействия добровольному переселению в Еврейскую автономную область соотечественников, проживающих за рубежом" на 2013 - 2017 годы
2014 - 2017
Привлечение в область высококвалифицированных рабочих кадров.
Показатели эффективности государственной программы Еврейской автономной области
Управление по внутренней политике Еврейской автономной области
Финансирование осуществляется в рамках областного бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период
Задача 5. Развитие малого и среднего предпринимательства
5.1
Реализация подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Еврейской автономной области" государственной программы "Формирование благоприятного инвестиционного климата на территории Еврейской автономной области" на 2014 - 2018 годы
2014 - 2018
Показатели эффективности государственной программы Еврейской автономной области
Управление экономики правительства Еврейской автономной области
Финансирование осуществляется в рамках областного бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период
(в ред. постановления правительства ЕАО от 01.12.2015 № 534-пп)
5.2
Формирование инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства Еврейской автономной области
2017 - 2018
Создание особых условий осуществления деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства
Управление экономики правительства Еврейской автономной области
Финансирование осуществляется в рамках областного бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период
(в ред. постановления правительства ЕАО от 01.12.2015 № 534-пп)
5.3
Информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства Еврейской автономной области
2014 - 2025
Обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства актуальной и доступной информацией путем ее размещения на специализированном интернет-портале об инвестиционной деятельности в Еврейской автономной области
Управление экономики правительства Еврейской автономной области
Финансирование осуществляется в рамках областного бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период
(в ред. постановления правительства ЕАО от 01.12.2015 № 534-пп)
Задача 6. Формирование и поддержание позитивного имиджа Еврейской автономной области как региона, благоприятного для инвестиционной и предпринимательской деятельности
6.1
Сопровождение специализированного двуязычного интернет-портала об инвестиционной деятельности в Еврейской автономной области
2014 - 2025
Количество ежегодных посещений специализированного двуязычного интернет-портала об инвестиционной деятельности в Еврейской автономной области - не менее 15000 в 2025 году
Управление экономики правительства Еврейской автономной области, органы исполнительной власти, формируемые правительством Еврейской автономной области
Финансирование осуществляется в рамках областного бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период
6.2
Подготовка информационных буклетов об условиях и преимуществах осуществления инвестиционной деятельности на территории Еврейской автономной области
2014 - 2025
Обеспечение потенциальных инвесторов доступной и наглядной необходимой информацией об условиях осуществления инвестиционной деятельности на территории Еврейской автономной области путем распространения не менее 200 буклетов ежегодно
Управление экономики правительства Еврейской автономной области, органы исполнительной власти, формируемые правительством Еврейской автономной области
Финансирование осуществляется в рамках областного бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период
6.3
Организация презентаций инвестиционного потенциала Еврейской автономной области в рамках международных и межрегиональных конгрессно-выставочных мероприятий
2014 - 2025
Проведение не менее 5 презентационных мероприятий инвестиционной тематики в рамках международных и межрегиональных конгрессно-выставочных мероприятий с привлечением не менее 150 участников ежегодно. Подписание не менее 10 протоколов намерений
Управление экономики правительства Еврейской автономной области, органы исполнительной власти, формируемые правительством Еврейской автономной области
Финансирование осуществляется в рамках областного бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период
6.4
Реализация мероприятий подпрограммы "Развитие туризма в Еврейской автономной области" государственной программы "Формирование благоприятного инвестиционного климата на территории Еврейской автономной области" на 2014 - 2018 годы
2014 - 2018
Показатели эффективности государственной программы Еврейской автономной области
Управление экономики правительства Еврейской автономной области
Финансирование осуществляется в рамках областного бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период
(в ред. постановления правительства ЕАО от 01.12.2015 № 534-пп)
------------------------------------------------------------------