Закон ЕАО от 17.09.2014 N 565-ОЗ "О профилактике незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ, наркомании и токсикомании в Еврейской автономной области"



17 сентября 2014 года N 565-ОЗ

------------------------------------------------------------------

ЗАКОН

ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

О ПРОФИЛАКТИКЕ НЕЗАКОННОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ
СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ, НАРКОМАНИИ И
ТОКСИКОМАНИИ В ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

Принят
Законодательным Собранием ЕАО
17 сентября 2014 года

Настоящий закон регулирует отношения в сфере профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании (далее - профилактика наркомании и токсикомании), организации лечения, социальной и психологической реабилитации лиц, страдающих данными заболеваниями, на территории Еврейской автономной области (далее - область).

Статья 1. Основные понятия и термины

В настоящем законе основные понятия и термины используются в значениях, определенных Федеральным законом от 08.01.1998 № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах". Также для целей данного закона используются следующие понятия:
профилактика наркомании и токсикомании - совокупность мероприятий политического, экономического, правового, социального, медицинского, педагогического, культурного, физкультурно-спортивного и иного характера, направленных на предупреждение возникновения и распространения наркомании и токсикомании;
токсикомания - болезненное состояние, характеризующееся влечением и привыканием к приему лекарственных средств и других веществ, не относимых к наркотическим согласно Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года, Конвенции о психотропных веществах 1971 года, сопровождающееся хронической интоксикацией, наличием синдромов психической и физической зависимости;
асоциальное поведение - поведение, отклоняющееся от общепринятого, обусловленное психическим заболеванием или асоциальными установками, предрасполагающими к немедицинскому потреблению наркотических средств, психотропных и токсических веществ и их аналогов, формированию зависимости от них;
антинаркотическое обучение и воспитание граждан - обязательная составная часть профилактики немедицинского потребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, направленная на распространение знаний о причинах заболевания наркоманией, ее проявлениях, осложнениях и негативных медицинских и социальных последствиях, способах противодействия вовлечению в немедицинское потребление наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, а также на формирование навыков ведения здорового образа жизни;
группа риска - лица с асоциальным поведением.

Статья 2. Профилактика наркомании и токсикомании

1. Объектами профилактики наркомании и токсикомании являются:
1) обучающиеся в образовательных организациях на территории области;
2) граждане, склонные к асоциальному поведению, в том числе несовершеннолетние правонарушители, состоящие на учете в органах внутренних дел как потребители наркотических, токсических средств и психотропных веществ;
3) организации, занимающиеся производством, транспортировкой, хранением, реализацией, использованием, назначением и уничтожением наркотических средств, наркосодержащих растений и психотропных веществ в соответствии с федеральным законодательством;
4) граждане, употребляющие наркотические средства и состоящие на диспансерном учете в наркологических учреждениях.
2. Система профилактики наркомании и токсикомании включает:
1) разработку и реализацию государственных программ области в сфере профилактики наркомании и токсикомании, антинаркотических планов органов местного самоуправления муниципальных образований области;
2) деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований области и организаций различных форм собственности области, в том числе общественных объединений, по профилактике наркомании и токсикомании.

Статья 3. Основные задачи и направления деятельности в сфере профилактики наркомании и токсикомании

1. Основные задачи деятельности органов государственной власти области и органов местного самоуправления муниципальных образований области в сфере профилактики наркомании и токсикомании:
1) создание системы комплексной профилактики наркомании и токсикомании;
2) формирование в обществе негативного отношения к незаконному потреблению наркотических средств, психотропных и токсических веществ, а также к незаконному культивированию наркосодержащих растений;
3) охрана здоровья человека;
4) создание условий для реабилитации и социальной адаптации больных наркоманией и токсикоманией;
5) противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ.
2. Основными направлениями деятельности органов государственной власти области и органов местного самоуправления муниципальных образований области в сфере профилактики наркомании и токсикомании являются:
1) информирование населения о причинах возникновения наркомании, пропаганда здорового образа жизни и формирование в обществе негативного отношения к наркомании и токсикомании;
2) создание правовых гарантий для системы профилактики наркомании и токсикомании;
3) определение полномочий органов государственной власти области, органов местного самоуправления муниципальных образований области, юридических и физических лиц области в сфере профилактики наркомании и токсикомании, правовое регулирование отношений в данной области;
4) создание для граждан, употребляющих наркотические, токсические средства и психотропные вещества, условий для коррекции и социальной адаптации на основе правовых, медицинских и педагогических методов;
5) дополнительное профессиональное образование специалистов в сфере профилактики наркомании и токсикомании.

Статья 4. Принципы профилактики наркомании и токсикомании на территории области

Профилактика наркомании и токсикомании основывается на основных принципах, определенных федеральным законодательством и международными нормами, а также на принципах:
1) систематичности в проведении профилактики наркомании и токсикомании;
2) индивидуального подхода при осуществлении профилактики наркомании и токсикомании;
3) приоритета мер по выявлению заболеваний наркоманией и токсикоманией на ранних стадиях;
4) доступности наркологической помощи больным наркоманией и токсикоманией.

Статья 5. Основные полномочия органов государственной власти области в сфере профилактики наркомании и токсикомании

1. Законодательное Собрание области в сфере профилактики наркомании и токсикомании осуществляет законодательное регулирование, контроль за исполнением законодательства области в сфере профилактики наркомании и токсикомании и иные полномочия в данной сфере в соответствии с федеральным и областным законодательством.
2. Губернатор области и правительство области в сфере профилактики наркомании и токсикомании осуществляют следующие полномочия:
1) организуют исполнение законодательства Российской Федерации о наркотических средствах и психотропных веществах и настоящего закона;
2) определяют основные направления деятельности органов исполнительной власти области по профилактике наркомании и токсикомании в области;
3) разрабатывают, утверждают и реализуют государственные программы области, направленные на осуществление мероприятий в сфере профилактики наркомании и токсикомании;
4) образуют координационный орган по вопросам профилактики наркомании и токсикомании и обеспечивают его работу;
5) создают и реализуют экономические и правовые механизмы, стимулирующие у населения интерес к сохранению здоровья, здоровому образу жизни;
6) организуют дополнительное профессиональное образование специалистов органов и организаций, реализующих программы по профилактике наркомании и токсикомании;
7) содействуют развитию и поддержке антинаркотической пропаганды;
8) иные полномочия.

Статья 6. Основные направления деятельности органа, осуществляющего реализацию государственной политики в сфере охраны здоровья населения и руководство системой здравоохранения области, и областных государственных учреждений здравоохранения в сфере профилактики наркомании и токсикомании

1. Орган, осуществляющий реализацию государственной политики в сфере охраны здоровья населения и руководство системой здравоохранения области, в сфере профилактики наркомании и токсикомании в соответствии со своими задачами в пределах своей компетенции:
1) осуществляет организационно-методическое обеспечение областных государственных учреждений здравоохранения в их деятельности по профилактике наркомании и токсикомании;
2) обеспечивает внедрение современных методов раннего выявления лиц, допускающих незаконное потребление наркотических средств и психотропных веществ, лечения и методико-социальной реабилитации больных наркоманией и токсикоманией в областных государственных учреждениях здравоохранения;
3) обеспечивает проведение медицинского освидетельствования на состояние опьянения в областных государственных учреждениях здравоохранения;
4) обеспечивает проведение областных семинаров для различных аудиторий по медицинским аспектам профилактики потребления наркотических, токсических средств и психотропных веществ и по выявлению ранних признаков их потребления;
5) осуществляет иные полномочия.
2. Основными направлениями деятельности областных государственных учреждений здравоохранения по осуществлению профилактики наркомании и токсикомании являются пропаганда здорового образа жизни, информирование населения о медицинских последствиях потребления наркотических и токсических веществ, а областных государственных учреждений, получивших лицензию на осуществление медицинской деятельности по виду "Наркология", - выявление и учет лиц, потребляющих наркотические средства, психотропные или токсические вещества, диагностика наркомании и токсикомании, обследование, консультирование, лечение и медицинская реабилитация больных наркоманией.

Статья 7. Основные направления деятельности органа, реализующего полномочия области в сфере образования, и областных образовательных организаций в сфере профилактики наркомании и токсикомании

1. Орган, реализующий полномочия области в сфере образования, в сфере профилактики наркомании и токсикомании в соответствии со своими задачами в пределах своей компетенции:
1) осуществляет организационно-методическое содействие муниципальным органам управления образованием и областным образовательным организациям в их деятельности по формированию здорового образа жизни, ценностного отношения обучающихся к своему здоровью;
2) обеспечивает внедрение в практику работы образовательных организаций программ и методик по осуществлению профилактики наркомании и токсикомании обучающихся;
3) организует проведение целевого социально-психологического консультирования и анкетирования обучающихся;
4) обеспечивает социально-педагогическую поддержку и реабилитацию несовершеннолетних, находящихся в областных и муниципальных образовательных организациях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;
5) осуществляет организационно-методическое обеспечение и координацию мероприятий образовательных организаций, которые направлены на предупреждение наркомании и токсикомании в молодежной среде, организацию досуга, занятости, отдыха и оздоровления молодежи;
6) организует проведение конкурсов среди учащихся и образовательных организаций по профилактике наркомании и токсикомании;
7) осуществляет иные полномочия.
2. Основными направлениями деятельности областных образовательных организаций по осуществлению профилактики наркомании и токсикомании являются оказание социально-педагогической помощи, а также психолого-педагогическая поддержка несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении или входящих в группу риска.

Статья 8. Основные направления деятельности органа, осуществляющего управление в сфере государственной демографической политики и организации работы с молодежью, в сфере профилактики наркомании и токсикомании

Орган, осуществляющий управление в сфере государственной демографической политики и организации работы с молодежью, в соответствии со своими задачами в пределах своей компетенции в сфере профилактики наркомании и токсикомании:
1) осуществляет организационно-методическое обеспечение и координацию деятельности общественных организаций, деятельность которых направлена на предупреждение наркомании и токсикомании в молодежной среде, организацию досуга, занятости, отдыха и оздоровления молодежи;
2) организует и проводит конкурсы, программы по профилактике наркомании и токсикомании в молодежной среде;
3) содействует общественным организациям в подготовке молодежных лидеров из числа подростков-добровольцев для работы по предупреждению наркомании и токсикомании;
4) содействует молодым гражданам в области охраны здоровья, первичной профилактики заболеваний социально значимого характера и формирования здорового образа жизни.

Статья 9. Основные направления деятельности органа, проводящего государственную политику в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения, и областных государственных учреждений социальной защиты населения в сфере профилактики наркомании и токсикомании

1. Орган, проводящий государственную политику в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения, в соответствии со своими задачами в пределах своей компетенции осуществляет организационно-методическое руководство деятельностью учреждений социальной защиты населения в сфере профилактики наркомании и токсикомании, обеспечивает внедрение в их деятельность современных методик социальной реабилитации лиц, находящихся в социально опасном положении.
2. Основными направлениями деятельности областных государственных учреждений социальной защиты населения в сфере профилактики наркомании и токсикомании являются:
1) выявление семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, оказание им необходимой социальной помощи;
2) определение направлений социальной реабилитации и помощи лицам, в том числе несовершеннолетним, прошедшим курс лечения от наркомании и токсикомании.

Статья 10. Основные направления деятельности органа, осуществляющего реализацию полномочий области в сфере физической культуры и спорта, и областных государственных учреждений физической культуры и спорта в сфере профилактики наркомании и токсикомании

1. Орган, осуществляющий реализацию полномочий области в сфере физической культуры и спорта, в соответствии со своими задачами в пределах своей компетенции в сфере профилактики наркомании и токсикомании:
1) осуществляет организационно-методическое обеспечение и координацию деятельности областных государственных учреждений в сфере физической культуры и спорта, направленной на укрепление здоровья населения, гармоничное развитие личности;
2) разрабатывает и реализует комплекс мер, направленных на создание условий для занятий физкультурой и спортом, формирование потребности в занятиях физкультурой и спортом у различных групп населения, в том числе путем укрепления материально-технической базы соответствующих организаций и учреждений;
3) осуществляет организационно-методическое обеспечение и координацию мероприятий общественных организаций, которые направлены на предупреждение наркомании и токсикомании в молодежной среде, организацию досуга, занятости, отдыха и оздоровления молодежи.
2. Основными направлениями деятельности областных государственных учреждений в сфере физической культуры и спорта по осуществлению профилактики наркомании и токсикомании являются пропаганда здорового образа жизни, организация и проведение спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы среди детей, подростков и молодежи, привлечение несовершеннолетних к занятиям в спортивных клубах, кружках, секциях.

Статья 11. Основные направления деятельности органа, осуществляющего реализацию государственной политики в сфере культуры и искусства в области, и областных государственных учреждений культуры в сфере профилактики наркомании и токсикомании

Орган, осуществляющий реализацию государственной политики в сфере культуры и искусства в области, и областные государственные учреждения культуры в сфере профилактики наркомании и токсикомании в соответствии со своими задачами в пределах своей компетенции обеспечивают организацию досуга и отдыха граждан, оказывают содействие в удовлетворении их духовных потребностей, приобщая к ценностям отечественной и мировой культуры, участвуют в осуществлении информационно-просветительской и культурно-досуговой деятельности антинаркотической направленности.

Статья 12. Участие негосударственных организаций в сфере профилактики наркомании и токсикомании

1. Участие негосударственных организаций в сфере профилактики наркомании и токсикомании может осуществляться в любых не запрещенных законодательством формах и способах, в том числе может состоять:
1) в осуществлении нравственного, эстетического, физического, трудового воспитания и обучения граждан, в том числе несовершеннолетних;
2) в оказании помощи семьям, нуждающимся в социальных услугах, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;
3) в осуществлении социальной реабилитации и адаптации граждан, в том числе несовершеннолетних, употребляющих наркотические, токсические средства и психотропные вещества;
4) во взаимодействии с государственными учреждениями и иными организациями, осуществляющими мероприятия по профилактике наркомании и токсикомании.
2. Деятельность негосударственных учреждений здравоохранения, осуществляющих реабилитацию граждан, злоупотребляющих наркотическими, токсическими средствами и психотропными веществами, должна соответствовать государственным стандартам, которые определяют основные требования к качеству и объемам психолого-медико-педагогических и социальных услуг, порядку и условиям их оказания, обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан.

Статья 13. Вступление в силу настоящего закона

1. Настоящий закон вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.
2. Со дня вступления в силу настоящего закона признать утратившим силу закон области от 30.01.2008 № 313-ОЗ "О профилактике наркомании и токсикомании на территории Еврейской автономной области".

Губернатор области
А.А.ВИННИКОВ
г. Биробиджан
17 сентября 2014 года
№ 565-ОЗ


------------------------------------------------------------------