Постановление правительства ЕАО от 09.06.2014 N 283-пп "О внесении изменения в Стратегию действий в интересах детей на 2013 - 2017 годы на территории Еврейской автономной области, утвержденную постановлением правительства Еврейской автономной области от 05.02.2013 N 31-пп"



ПРАВИТЕЛЬСТВО ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июня 2014 г. № 283-пп

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТРАТЕГИЮ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ
НА 2013 - 2017 ГОДЫ НА ТЕРРИТОРИИ ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ
ОБЛАСТИ, УТВЕРЖДЕННУЮ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА
ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ ОТ 05.02.2013 № 31-ПП

Правительство Еврейской автономной области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Внести в Стратегию действий в интересах детей на 2013 - 2017 годы на территории Еврейской автономной области, утвержденную постановлением правительства Еврейской автономной области от 05.02.2013 № 31-пп "Об утверждении Стратегии действий в интересах детей на 2013 - 2017 годы на территории Еврейской автономной области", изменение, изложив ее в следующей редакции:
"Стратегия
действий в интересах детей на 2013 - 2017 годы
на территории Еврейской автономной области

I. Введение

Стратегия действий в интересах детей на 2013 - 2017 годы на территории Еврейской автономной области (далее - Стратегия) определяет основные цели и задачи социальной политики Еврейской автономной области (далее - область), направленной на улучшение положения детей в обществе, их надлежащую защиту, создание благоприятных условий для их жизнедеятельности, обучения, воспитания и развития.
Стратегия ставит главной целью определение основных направлений и задач политики по соблюдению прав, свобод и законных интересов детей, ключевых механизмов ее реализации, базирующихся на общепризнанных принципах и нормах международного права, федерального и областного законодательства.
В последние годы обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных приоритетов в социальной политике области.
Принятые целевые программы области отражают приоритетные отрасли - образование, здравоохранение, социальную защиту. Ежегодно увеличивается объем финансирования социальных расходов из областного бюджета на социальную поддержку семей с детьми, принимаются новые меры по укреплению здоровья детей и организации отдыха, поддержки малообеспеченной, неполной и приемной семьи; учреждена должность Уполномоченного по правам ребенка в Еврейской автономной области.
Увеличился объем финансирования социальных расходов из областного бюджета, приняты новые меры социальной поддержки семей с детьми.
Принимаются меры, направленные на укрепление института семьи, повышение рождаемости, сбережение населения и обеспечение демографической безопасности.
В результате принятых мер удалось сохранить и по ряду направлений успешно развивать социальную инфраструктуру для детей, которая включает государственные учреждения в сфере образования, социальной защиты и отдыха детей.
Наметилась тенденция снижения числа семей, находящихся в социально опасном положении (2010 год - 465, 2011 год - 435, 2012 год - 430).
В результате принятых мер наметились позитивные тенденции улучшения социально-экономического положения семей с детьми, повышения доступности медицинской помощи для детей, увеличения числа устроенных в семьи детей, оставшихся без попечения родителей.
Политика области в отношении одаренных детей направлена на воспитание творческой, интеллектуальной, спортивной основы общества. Организация деятельности с талантливыми и одаренными детьми и молодежью строится по трем основным направлениям: выявление, развитие и поддержка.
Большое внимание уделяется социализации детей, находящихся под надзором в образовательных учреждениях.
Формируется система деятельности по социальной адаптации и сопровождению воспитанников, завершивших свое пребывание в образовательных учреждениях (постинтернатное сопровождение выпускников).
Вместе с тем остаются проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняет свою остроту детская смертность, у значительной части детей дошкольного возраста и обучающихся в общеобразовательных учреждениях обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения.
Имеют место проблемы подросткового алкоголизма, наркомании. Анализ доставленных в дежурные части территориальных ОМВД подростков показывает, что среди них увеличилось количество несовершеннолетних, находящихся в алкогольном состоянии, на 21,2 процента (с 193 в 2011 до 234 в 2012 году) и находящихся в состоянии наркотического опьянения, - на 200 процентов (с 16 в 2011 до 48 в 2012 году).
В области в структуре семей, имеющих несовершеннолетних детей, доля малоимущих семей составляет более 35 процентов. Соотношение размера получаемого пособия на детей из малоимущих семей к величине прожиточного минимума в области в среднем на душу населения составляет 2,6 процента.
Материальное положение семей, в которых воспитываются дети-инвалиды, несмотря на оказываемые меры государственной социальной поддержки, часто остается достаточно сложным.
По-прежнему остаются актуальными задачи по реализации права ребенка, оставшегося без попечения родителей, особенно подросткового возраста, и имеющего ограниченные возможности здоровья, жить и воспитываться в семье; по развитию системы подбора, подготовки кандидатов в замещающие родители и сопровождению замещающих семей.
Одной из наиболее остро стоящих проблем в области является обеспечение жильем детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Реализация Стратегии будет осуществляться в рамках Плана первоочередных мероприятий до 2015 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы на территории Еврейской автономной области, что в свою очередь позволит улучшить положение детей и их защиту.

1. Основные проблемы в сфере детства

Недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей.
Высокий риск бедности при рождении детей, особенно в многодетных и неполных семьях.
Распространенность семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми и всех форм насилия в отношении детей.
Растущее число неполных семей.
Значительное число семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Низкая эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми, распространенность практики лишения родительских прав и социального сиротства.
Социальная исключенность уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении).

2. Ключевые принципы Стратегии

Реализация основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье. В области должны быть созданы условия для обеспечения соблюдения прав и законных интересов ребенка в семье, своевременного выявления их нарушений и организации профилактической помощи семье и ребенку, адресной поддержки нуждающихся в ней семей с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, а при необходимости - приниматься меры по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.
Особая забота о детях, нуждающихся в помощи государства, в соответствии с их потребностями: разработка и внедрение форм работы, позволяющих преодолевать социальную исключенность уязвимых категорий детей, способствующих реабилитации и полноценной интеграции в общество детей, нуждающихся в помощи и заботе государства (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети, находящиеся в социально опасном положении).
Обеспечение профессионализма и высокой квалификации при работе с каждым ребенком и его семьей: обеспечение условий для качественной подготовки и регулярного повышения квалификации кадров во всех отраслях, связанных с работой с детьми и их семьями.
Социальное партнерство во имя ребенка: принятие мер, направленных на формирование открытого рынка социальных услуг, создание системы общественного контроля в сфере обеспечения и защиты прав детей. Применение технологий социального партнерства, реализация их с участием бизнес-сообщества посредством привлечения некоммерческих организаций к решению актуальных проблем, связанных с обеспечением и защитой прав и интересов детей.
Совершенствование системы, обеспечивающей реагирование на нарушение прав каждого ребенка без какой-либо дискриминации, включая диагностику ситуации, планирование и принятие необходимого комплекса мер по обеспечению соблюдения прав ребенка и восстановлению нарушенных прав; правовое просвещение; предоставление реабилитационной помощи каждому ребенку, ставшему жертвой жестокого обращения или преступных посягательств.
Максимальная реализация потенциала каждого ребенка. В области должны создаваться условия для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности.
Сбережение здоровья каждого ребенка. В области должны приниматься меры, направленные на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка, предоставление квалифицированной медицинской помощи в любых ситуациях.
Особое внимание должно быть уделено детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Необходимо разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключенность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество.
Формирование и реализация политики в области детства должны основываться на использовании последних достижений науки, современных технологий, в том числе в социальной сфере. Необходимо обеспечить условия для качественной подготовки и регулярного повышения квалификации кадров во всех отраслях, так или иначе связанных с работой с детьми и их семьями.
Реализацию Стратегии предусматривается осуществлять по следующим основным направлениям:
- семейная политика детствосбережения;
- доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей;
- совершенствование медицинской помощи детям и формирование основ здорового образа жизни;
- равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства;
- создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного отношения к ребенку правосудия;
- дети - участники реализации Стратегии;
- механизм реализации Стратегии.

II. Семейная политика детствосбережения

1. Краткий анализ ситуации

Численность детского населения в области по состоянию на 1 января 2012 года составила 37060 человек. Особую тревожность вызывает высокий уровень социального неблагополучия в семьях, что сопряжено с пьянством и алкоголизмом, деградацией семейных и социальных ценностей, социальным сиротством. В случаях несвоевременного выявления и неоказания эффективной профилактической помощи семьям с детьми на ранних этапах основными мерами по защите прав ребенка становятся лишение и ограничение родительских прав.
На 31 декабря 2012 года в области проживают 1780 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или 4,78 процента от общего числа детей в области. Из них только 209 являются сиротами, остальные - сироты при живых родителях. Основные причины лишения родительских прав - пьянство и алкоголизм родителей, аморальный образ жизни, пренебрежение основными потребностями детей.
Одним из основных индикаторов повышения благосостояния населения считается доля населения, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума. Получателями ежемесячного пособия на детей из малоимущих семей в области являются более 8000 семей с детьми на 10884 ребенка.
В течение последних лет наблюдается устойчивая динамика роста количества многодетных семей. В настоящее время в области проживает более 1400 многодетных семей. В сравнении с 2010 годом их количество возросло почти на 9 процентов.
Из 1400 многодетных семей, в которых воспитывается 4590 детей, 89 процентов - это малоимущие.
Следует отметить, что большинство многодетных семей с рождением в них детей автоматически попадают в разряд малоимущих. Неполные семьи при этом входят в группу риска по социальному неблагополучию.
В области 430 семей, в которых 961 ребенок, находятся в социально опасном положении, которое проявляется в нестабильности и распаде семейных отношений, родственных связей, в падении жизненного уровня и ухудшении условий содержания детей, изменении ценностных ориентиров и ослаблении воспитательных функций семьи. Все это приводит к безнадзорности и бродяжничеству детей, совершению ими антиобщественных поступков и правонарушений, пьянству, наркомании, жестокости и насилию в семье.

2. Основные задачи

Обеспечение выявления семейного неблагополучия на ранней стадии.
Повышение эффективности индивидуально-профилактической работы с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации, профилактика социального сиротства и жестокого обращения с детьми.
Сокращение бедности среди семей с детьми путем повышения адресности социальной помощи.
Повышение доступности и качества социальных услуг для семей с детьми, укрепление материально-технической базы учреждений, предоставляющих услуги детям и семьям с детьми.
Расширение мер социальной поддержки семей с детьми.
Повышение престижа и ценности семейного образа жизни и рождения детей, материнства и отцовства, укрепление духовно-нравственных ценностей и уважение к личности каждого члена семьи как основы психологической стабильности семьи и преемственности поколений.

3. Первоочередные меры

Совершенствование областного законодательства, направленного на повышение качества жизни семей с детьми.
Формирование банка данных различных категорий семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, проведение мониторинга, изучение и анализ проблем семей с детьми.
Распространение информации о правах ребенка, адаптированной для детей, родителей, специалистов, работающих с детьми и в интересах детей, через специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.
Утверждение стандартов минимальных гарантий доступа к социальным услугам.
Своевременное выявление семей, нуждающихся в адресной социальной поддержке, и недопущение их перехода в группу риска по неблагополучию.
Формирование системы мониторинга и учета различных категорий семей и детей с целью изучения и анализа проблем семей с детьми.
Повышение доступности консультационной и кризисной психологической помощи несовершеннолетним и членам их семей.

4. Меры, направленные на сокращение бедности
среди семей с детьми

Соблюдение и финансирование минимальных государственных гарантий в области доходов и социальных услуг, определяющих основные показатели качества жизни семей с детьми.
Проведение мониторинга и ежегодный анализ положения семей, женщин и детей в области, формирование по данным мониторинга рекомендаций по совершенствованию мер социальной поддержки отдельных категорий семей.
Совершенствование и развитие мер адресной государственной социальной поддержки различным категориям семей.
Создание пакета мер социальной поддержки семей с детьми, включающего денежные выплаты, выплаты на улучшение жилищных условий, выплаты на полноценное витаминизированное питание детей до 3 лет и беременных женщин.

5. Меры, направленные на формирование безопасного
и комфортного семейного окружения для детей

Разработка и принятие региональной программы, пропагандирующей ценности семьи, приоритет ответственного родительства, защищенного детства, нетерпимость ко всем формам насилия и телесного наказания в отношении детей через средства массовой информации, систему образования, социальной защиты, здравоохранения и культуры.
Обеспечение внедрения и распространения современных технологий профилактической и реабилитационной работы с семьей и детьми. Разработка методических рекомендаций и действенных механизмов раннего выявления жестокого обращения и насилия в отношении ребенка, социального неблагополучия семей с детьми и оказания им помощи с участием учреждений образования, здравоохранения, социального обслуживания.
Разработка методических мероприятий и действенных механизмов раннего выявления жестокого обращения и насилия в отношении ребенка, социального неблагополучия семей с детьми и оказания им помощи с участием учреждений образования, здравоохранения, социального обслуживания, в том числе закрепление порядка межведомственного взаимодействия в деятельности по защите прав детей.
Расширение спектра социальных услуг, способствующих профилактике семейного неблагополучия и реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Внедрение современных социальных технологий работы с семьями и несовершеннолетними, находящимися в трудной жизненной ситуации, и методик социальной реабилитации в детских социальных учреждениях.
Проведение информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми.
Организация распространения передового опыта в сфере профилактики жестокого обращения с детьми и реабилитация пострадавших.

6. Меры, направленные на профилактику
изъятия ребенка из семьи, социального сиротства

Создание муниципальных систем профилактики социального сиротства. Развитие общественного кураторства семей, находящихся в социально опасном положении по социальному сиротству.
Организация на межведомственной основе системы раннего выявления социального неблагополучия семей с детьми и комплексной работы с ними для предотвращения распада семьи и лишения родителей родительских прав (при участии органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, служб занятости, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов опеки и попечительства) с надлежащей координацией деятельности всех служб в сфере реабилитации семьи.
Обеспечение беспрепятственного доступа семей с детьми к необходимым социальным услугам, в том числе на основе развития различных служб социального сопровождения семей, входящих в группу риска.
Обеспечение внедрения эффективных технологий реабилитации семей с детьми, находящихся в социально опасном положении.
Внедрение системы профилактики отказов от детей при рождении и (или) помещении в медицинские учреждения, особенно в случаях выявления у ребенка нарушений развития или несовершеннолетия матерей.
Активизация работы службы детского "телефона доверия" с единым общероссийским номером.
Расширение сети службы "телефона доверия" во всех социальных учреждениях и укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания, предоставляющих экстренную психологическую помощь.

7. Ожидаемые результаты

Снижение уровня бедности, дефицита доходов у семей с детьми и ликвидация крайних форм проявления бедности.
Ликвидация дефицита услуг, оказываемых дошкольными образовательными учреждениями.
Снижение численности семей и детей, находящихся в социально опасном положении.
Формирование в обществе ценностей семьи, ребенка, ответственного родительства.
Создание эффективных механизмов, способствующих сокращению случаев лишения родительских прав, выявлению семей, входящих в группу риска, их социальному сопровождению и реабилитации, сокращению числа случаев жестокого обращения с детьми в семьях.
Сокращение числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Формирование устойчивых тенденций к повышению рождаемости.
Повышение качества жизни семей с детьми, снижение доли нуждающихся в социальной защите.
Повышение качества и расширение спектра социальных услуг, предоставляемых социальными учреждениями несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Максимальное удовлетворение потребностей детей и семей с детьми в оказании срочной помощи в кризисных ситуациях.
Формирование в общественном сознании ценностей семьи, ответственного родительства, противодействия жестокому обращению с детьми.

III. Доступность качественного обучения и воспитания,
культурное развитие и информационная безопасность детей

1. Краткий анализ ситуации

Основной проблемой доступности дошкольного образования для всех категорий детей является дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях. В целях повышения доступности дошкольного образования для населения необходимо развитие всех форм дошкольного образования, а также развитие негосударственного сектора. В 2012 году численность детей, состоящих в очереди в дошкольные образовательные учреждения, составила 4838 человек. В 2012 году дополнительно открыто 6 дошкольных групп на 145 мест. В городе Биробиджане функционирует 16 групп по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста, которые посещают 200 детей. Два индивидуальных предпринимателя организовали работу развивающих центров для детей раннего и дошкольного возраста.
Приоритетом в данной сфере является повышение качества дошкольного образования в целях обеспечения равных стартовых возможностей для обучения детей в начальной школе. На этапе дошкольного образования очень важны организация психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и развития ребенка. Осуществляется государственная поддержка в финансировании групп по присмотру и уходу за детьми.

В 2012 году в рамках реализации областной целевой программы "Государственная поддержка развития системы дошкольного образования в Еврейской автономной области" на 2011 - 2015 годы на ремонт и реконструкцию зданий (помещений), а также материальное оснащение помещений образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, из областного бюджета муниципальным образованиям выделено 2040,0 тыс. рублей. Аналогичные программы приняты во всех муниципальных образованиях области, реализация которых позволит внедрение вариативных форм современного дошкольного образования, привлечение материально-технических, финансовых и кадровых ресурсов; формирование сети негосударственных дошкольных образовательных учреждений (семейных детских садов, тьюторского сопровождения воспитанников).
В рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы по направлению "Модернизация регионально-муниципальных систем дошкольного образования" в 2012 году области выделено 664,6 тыс. рублей на создание новых групп в дошкольных образовательных учреждениях.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" разработана поэтапная программа ("дорожная карта") по устранению дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях области. Данная программа предусматривает мероприятия по ликвидации очередности за счет развития государственно-муниципальной системы дошкольного образования, использованию возможностей негосударственного сектора дошкольного образования для ликвидации очереди.
Для упорядочения и упрощения процедуры постановки на учет, а также обеспечения открытого доступа пользователей услуги к информации о распределении мест в дошкольные учреждения области разработана автоматизированная информационная система "Электронная очередь в детский сад".
Совместно с муниципальными образованиями области проработаны возможности предоставления на льготных условиях аренды помещений под дошкольные образовательные учреждения и оказания методической помощи по подготовке кадрового состава.
Одним из приоритетных направлений развития системы дошкольного образования области остается предшкольное образование детей старшего дошкольного возраста. В группах кратковременного пребывания, организованных на базе детских садов, школ, учреждений дополнительного образования, прошел подготовку к школе 651 дошкольник, не посещающий детский сад. Накопленный за последние годы опыт позволил обеспечить подготовку 93 процентов детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Одним из важных направлений, определяющих качество дошкольного образования, является организация повышения компетентности педагогических работников. В 2011 - 2012 учебном году повысили свой профессиональный уровень 262 (32 процента) педагогических работника дошкольных образовательных учреждений.
В дошкольных учреждениях области создана необходимая методическая база для организации образовательного процесса по исполнению основных направлений образовательных программ. Имеются методические разработки по реализации концептуальных основ федеральных государственных требований к структуре и условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В соответствии с Национальной стратегией общероссийская система оценки качества образования строится на принципах охвата всех ступеней общего образования процедурами оценки качества образования и призвана обеспечить единство требований к подготовленности выпускников, объективность оценки достижений обучающихся, преемственность между разными ступенями общего образования, возможность использования результатов оценки качества для принятия необходимых управленческих решений.
Продолжает совершенствоваться организация проведения единого государственного экзамена и апробация государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов в условиях введения единой независимой оценки качества образования, усиливается контроль за соблюдением установленного порядка проведения экзаменов, повышается качество информированности населения об организации и результатах проведения экзаменов. В первую очередь это касается системы общественного наблюдения, которая с 2011 года введена на законодательной основе. В 2012 году контроль проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений, освоивших основные общеобразовательные программы основного и среднего (полного) общего образования, осуществляли 165 общественных наблюдателей. В настоящее время ведется отработка возможных механизмов совершенствования существующих моделей проведения единого государственного экзамена путем развития информационно-коммуникационных технологий.
В целях обеспечения доступа к качественному образованию детей, которые в силу ограниченных возможностей здоровья не могут посещать школу и нуждаются в обучении на дому, в соответствии с постановлением правительства Еврейской автономной области от 14.12.2010 № 510-пп с 1 января 2011 года создано областное государственное автономное общеобразовательное учреждение "Центр образования "Ступени". С 2009 по 2012 год 85 детей-инвалидов (100 процентов от числа нуждающихся) имели возможность получать дистанционное обучение.
Открыты две школы-новостройки, в одной школе проведена реконструкция здания. Вместе с тем доля общеобразовательных учреждений, в которых созданы условия для реализации федеральных требований к общеобразовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, - 69,01 процента.
Продолжена работа по совершенствованию содержания общего образования. Продолжается переход общеобразовательных учреждений области на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. В области 2032 (100 процентов) первоклассника и 1964 (100 процентов) второклассника обучаются по федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования. Кроме того, 278 третьеклассников трех пилотных школ продолжают обучение по новым стандартам.
Для обучающихся 9 классов организована предпрофильная подготовка; развивается профильное обучение в 10 - 11 классах. Число классов с профильным обучением увеличилось с 35 в 2010 году до 44 в 2012 году.
По состоянию на 1 сентября 2012 года профильное обучение организовано в 22 (54 процента от числа средних школ) общеобразовательных учреждениях всех муниципальных образований (2011 год - 53,5 процента).
Вместе с тем удельный вес численности обучающихся, охваченных профильным обучением, составляет 36,7 процента, что ниже показателя 2011 года (39 процентов). Наиболее востребованными являются следующие профили: социально-гуманитарный - 16 классов (36,4 процента); социально-экономический - 10 (22,7 процента); информационно-технологический - 4 (9 процентов); оборонно-спортивный и химико-биологический - по 3 класса (6,8 процента).
Низкими темпами сокращается число детей и подростков с асоциальным поведением.
Вместе с тем продолжают нарастать проблемы, из-за нерешенности которых права и интересы детей в системе образования оказываются во многом не реализованными. Этими проблемами являются:
- дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях, недостаточный уровень качества дошкольного образования;
- дифференциация в доступе отдельных категорий детей к качественному основному и дополнительному образованию;
- отстающее от современных потребностей общества качество образования как целостного процесса обучения и воспитания детей, неэффективное управление этим процессом и слабый контроль за качеством образовательных услуг;
- несоответствие современной системы обеспечения информационной безопасности детей новым рискам, связанным с развитием сети Интернет и информационных технологий, нарастающему противоправному контенту.
Низкий уровень этического, гражданско-патриотического, культурно-эстетического развития различных категорий детей приводит к возникновению в подростковой среде межэтнической и межконфессиональной напряженности, агрессивности детей, травле сверстников и другим асоциальным проявлениям.

2. Основные задачи

Обеспечение доступности качественного дошкольного образования, расширение вариативности его форм.
Реализация прав детей различных категорий на получение общедоступного и качественного бесплатного общего образования на основе модернизации общего образования в полном соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
Обеспечение условий для выявления и развития талантливых детей и детей со скрытой одаренностью независимо от сферы одаренности, места жительства и социально-имущественного положения их семей.
Развитие системы дополнительных образовательных услуг на бесплатной основе, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей.
Организация профилактики межэтнической, межконфессиональной и социально-имущественной напряженности в образовательной среде через организацию профильных смен в летних загородных оздоровительных учреждениях, развитие волонтерского движения.
Обеспечение информационной безопасности детства путем реализации государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
Создание системы психолого-педагогической поддержки семьи и повышения педагогической компетентности родителей, психологического сопровождения развития ребенка в условиях семьи и образовательного учреждения.

3. Меры, направленные на обеспечение доступности
и качества образования

Обеспечение доступности качественного дошкольного образования, расширение вариативности его форм, включая негосударственный сектор.
Оказание информационной, консультационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, занятым в сфере оказания услуг по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста, социального предпринимательства.
Организация профильного обучения на основе социального партнерства и сетевого взаимодействия. Обеспечение возможности обучения каждого старшеклассника по нескольким профилям обучения, соответствующим его склонностям и жизненным планам, за счет введения индивидуальных учебных планов.
Разработка областным государственным автономным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования "Институт повышения квалификации педагогических работников" Методических рекомендаций по организации профильного обучения и Методических материалов по разработке индивидуальных образовательных маршрутов.
Создание условий для профориентационной работы с учащимися общеобразовательных учреждений.
Обеспечение реализации гарантий доступности качественного образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их поддержки на всех уровнях образования.
Внедрение инновационных форм оценки знаний обучающихся, а также расширение содержания тестирования в рамках совершенствования существующих моделей проведения независимой оценки учебных достижений обучающихся, государственной (итоговой) аттестации, в том числе единого государственного экзамена.
Внедрение современных технологий контроля, включая общественное наблюдение, за соблюдением установленного порядка проведения государственной (итоговой) аттестации и повышение качества информированности населения об организации и результатах проведения экзаменов с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Выявление, обобщение и распространение опыта общеобразовательных учреждений и педагогов области по реализации федеральных государственных образовательных стандартов; организация и проведение мониторинга введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
Проведение мониторинга: обновления сайтов образовательных учреждений; информационно-технологической инфраструктуры общеобразовательных учреждений области; доступа образовательных учреждений к сети Интернет; внедрения информационных технологий в образовательных учреждениях.
Информирование общеобразовательных учреждений области о лучших интернет-ресурсах для детей и родителей.
Проведение мониторинга системы дополнительного образования.
Создание условий для развития поликультурной модели дошкольного, общего и дополнительного образования, обеспечивающей формирование российского гражданского единства.
Обеспечение повышения качества предоставляемых услуг в организации оздоровления детей и летнего отдыха, укрепление материально-технической базы стационарных летних лагерей оздоровления и отдыха.
Обеспечение предоставления детям качественной психологической и коррекционно-педагогической помощи в образовательных учреждениях.
Обеспечение разработки примерных программ, определяющих единую содержательную основу подготовки педагогов-психологов, а также детального правового регулирования оказания психологической помощи детям педагогами-психологами.
Организация распространения в средствах массовой информации материалов и учебно-просветительских программ по формированию здорового образа жизни и профилактике правонарушений.

4. Меры, направленные на поиск и поддержку
талантливых детей и молодежи

Обеспечение реализации плана мероприятий в рамках Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.
Обеспечение информационной поддержки политики области по оказанию помощи талантливым детям и молодежи.
Организация проведения соревнований, конкурсов, конференций и других мероприятий с целью выявления и поддержки талантливых детей и молодежи.

5. Меры, направленные на развитие воспитания
и социализацию детей

Обеспечение развития научных основ воспитания и социализации подрастающих поколений на базе высших учебных заведений области.
Внедрение современных программ гражданско-патриотического воспитания, направленных на формирование российской гражданской идентичности, культуры толерантности, социальной компетентности в сфере этнического и межконфессионального взаимодействия, готовности к защите Отечества и позитивного отношения у молодых людей к службе в рядах Вооруженных сил Российской Федерации.

6. Меры, направленные на развитие системы
дополнительного образования, инфраструктуры
творческого развития и воспитания детей

Обеспечение федеральных требований к образовательным программам дополнительного образования и спортивно-досуговой деятельности.
Сохранение сети детских и юношеских творческих объединений, центров, загородных лагерей, других форм самодеятельности детей и подростков; развитие разнообразных форм туризма и краеведения; привлечение подростков к различным видам общественно полезной и личностно значимой деятельности.
Организация системы повышения профессиональной компетентности педагогических кадров в областном государственном автономном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования "Институт повышения квалификации педагогических работников" в сфере дополнительного образования детей.
Системное проведение мероприятий по повышению заработной платы всем категориям педагогических работников образования.

7. Меры, направленные на обеспечение
информационной безопасности детства

Внедрение программ обучения детей и подростков правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактики интернет-зависимости, предупреждения рисков вовлечения в противоправную деятельность.
Проведение мониторинга по вопросам обеспечения безопасности образовательной среды образовательных учреждений, а также по вопросам научно-методического и нормативно-правового обеспечения соблюдения санитарно-гигиенических требований к использованию информационно-компьютерных средств в образовании детей.

8. Ожидаемые результаты

Обеспечение всеобщей доступности дошкольного образования для всех категорий детей, повышение гибкости и многообразия видов предоставления дошкольных услуг на основе реализации различных форм их финансирования и организации.
Организация обучения и воспитания детей, обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов; развитие материально-технической базы образовательных учреждений, в том числе с использованием современных информационно-компьютерных технологий.
Расширение возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях.
Расширение вариативности программ, рассчитанных на детей с разными уровнем и формами проявления способностей, в том числе индивидуализированных программ развития.
Увеличение численности детей и подростков, задействованных в различных формах внешкольной деятельности.
Увеличение доли школьников, вовлеченных в освоение дополнительных образовательных программ на бесплатной основе.
Обеспечение максимальной доступности для детей различных видов социально-психологической, педагогической помощи и поддержки в трудной жизненной ситуации.
Увеличение числа детей, демонстрирующих активную жизненную позицию, самостоятельность и творческую инициативу в созидательной деятельности, ответственное отношение к жизни, окружающей среде, приверженных позитивным нравственным и эстетическим ценностям, с одновременным сокращением числа детей и подростков с асоциальным поведением.
Стимулирование интереса детей к историческому и культурному наследию России, многообразию культур различных народностей и этносов, религий.
Увеличение вариативности программ дополнительного образования.
Рост посещаемости детских библиотек, музеев, культурных центров, театров.
Создание надежной системы защиты детей от противоправного контента в образовательной среде школы и дома.

IV. Совершенствование медицинской помощи детям
и формирование основ здорового образа жизни

1. Краткий анализ ситуации

В современных условиях модернизации здравоохранения, направленной на повышение качества и доступности медицинской помощи, охрана материнства и детства является одним из приоритетных направлений.
В области последовательно проводится работа по сохранению репродуктивного здоровья населения, профилактике материнской и младенческой заболеваемости и смертности. Внедряются современные семейно-ориентированные перинатальные технологии. Применяются стандарты и порядки оказания медицинской помощи женщинам и детям.
В области организована трехуровневая система оказания акушерско-гинекологической помощи женщинам и медицинской помощи новорожденным, работает 52 врача-педиатра (2010 год - 53).
Обеспеченность педиатрическими кадрами составляет 14,1 на 10,0 тыс. детского населения.
Численность детского населения в области имеет тенденцию к снижению: от 38818 детей в 2009 году до 36869 в 2011 году.
В области последние пять лет отмечается тенденция к снижению показателя младенческой смертности, что является результатом улучшения качества оказания медицинской помощи роженицам, родильницам, новорожденным и детям первого года жизни. Показатель младенческой смертности в 2011 году составил 14,1 на 1000 родившихся живыми, что в 1,5 раза ниже показателя 2007 года (21,4 на 1000 родившихся живыми), но еще превышает показатель по Российской Федерации.
Для оказания высокотехнологичной медицинской помощи в федеральные и межрегиональные медицинские центры ежегодно направляется от 50 до 70 детей (в 2011 году направлено 75 детей, получили ВМП - 49).
Одно из важных направлений работы - охрана репродуктивного здоровья населения. Звеньями системы охраны репродуктивного здоровья являются женская консультация, детская поликлиника, родильное отделение.
Показателем результата работы по планированию семьи является уменьшение числа прерываний беременности на 16,8 процента (с 3027 в 2007 году до 2517 в 2011 году). Тем не менее показатель прерываний беременности у женщин детородного возраста в области в 2011 году (54,8 на 1000 женщин фертильного возраста) превышает показатель по Российской Федерации (28,1 на 1000 женщин фертильного возраста).
В области проводится работа по формированию здорового образа жизни населения, особое внимание уделяется при этом детям школьного возраста и подросткам.
Осуществляется вакцинация детского населения. Это позволило снизить заболеваемость инфекциями, управляемыми средствами иммунопрофилактики. На протяжении многих лет не регистрируется полиомиелит; в течение ряда лет не зарегистрировано ни одного случая дифтерии. В 2011 году не зарегистрировано случаев гепатита В среди детей, коклюша, краснухи. Заболеваемость по гриппу и ОРВИ у детей в 2011 году снизилась на 1,8 процента в сравнении с 2010 годом.
С целью выявления нарушений слуха проводится аудиологический скрининг новорожденных и детей первого года жизни. За 2011 год аудиологическим скринингом охвачено 1886 новорожденных, выявлено 54 ребенка с нарушением слуха.
Диспансеризация детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на территории области организована и проводится в соответствии с нормативной базой с 2007 года. Ежегодно диспансеризацию проходят дети-сироты и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, пребывающие в стационарных учреждениях системы здравоохранения, социальной защиты, образования области. В 2011 году диспансеризация проведена 811 детям (98,8 процента). Из числа осмотренных 1 и 2 группу здоровья имеют только 47,5 процента детей.
В рамках программы модернизации здравоохранения с 2011 года осуществляется углубленная диспансеризация 14-летних подростков с целью оценки репродуктивной функции и сохранения репродуктивного здоровья. В 2011 году осмотрено 1402 подростка, что составляет 93,7 процента от плана (не осмотрено 95 детей по причине отсутствия информированного согласия родителей). Из числа осмотренных только 1,4 процента подростков имеют 1 группу здоровья, 49,1 процента - 2 группу и 48,6 процента - 3 группу здоровья.
Особого внимания требуют проблемы подросткового алкоголизма, включая "пивной алкоголизм", немедицинского потребления наркотических, психотропных и других токсических веществ детьми.
В настоящее время сохраняет свою актуальность проблема самоубийств несовершеннолетних, что по-прежнему является одной из основных внешних причин смерти детей и подростков.
Проблемы реализации прав детей и женщин на качественную медицинскую помощь связаны в том числе с недостаточной обеспеченностью медицинскими кадрами.
Укомплектованность врачами-педиатрами в области - 44,7 процента, акушерами-гинекологами - 50,5 процента.
Низкая укомплектованность врачами-специалистами и в единственном специализированном учреждении, оказывающем медицинскую помощь детскому населению, - в областной детской больнице: врачами функциональной диагностики, анестезиологами-реаниматологами, неврологами, отоларингологами.
В области обеспечены меры социальной поддержки при организации питания школьников. Все учащиеся общеобразовательных учреждений 1 - 4 классов независимо от дохода и учащиеся из малоимущих семей и находящиеся в социально опасном положении 5 - 11 классов обеспечиваются горячим питанием. Показатель охвата школьников бесплатным питанием составляет 98 процентов от общего количества школьников. Во всех видах учреждений для детей и подростков обеспечивается систематический контроль качества и безопасности питания, в том числе с применением лабораторных методов исследования продовольственных товаров, сырья и готовой продукции.
Ежегодно свыше 17 тысяч детей в области охвачено различными видами отдыха, оздоровления и занятости, в том числе более 8 тысяч - дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Наиболее востребованной формой оздоровления детей является их отдых в санаторно-оздоровительных учреждениях области. Существующая в области сеть загородных стационарных оздоровительных лагерей слабо удовлетворяет в настоящее время потребности населения в предоставлении услуг по организации летнего отдыха и оздоровления детей.

2. Основные задачи

Обеспечение доступа всех категорий детей к качественным медицинским услугам.
Улучшение качества, доступности всех видов медицинской помощи детям путем решения вопросов кадрового обеспечения педиатрической службы.
Дальнейшее улучшение материально-технической базы учреждений здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь детям.
Создание условий для сохранения здоровья каждого ребенка с периода внутриутробного развития путем обеспечения в каждом родовспомогательном учреждении полного комплекса обследования детей, в том числе на наличие врожденных пороков развития, определение групп риска по реализации перинатальной патологии в целях своевременного обеспечения всех видов медицинской помощи (первичной медико-санитарной, квалифицированной, специализированной, высокотехнологичной).
Дальнейшее внедрение стандартов оказания медицинской помощи детям, доступное лекарственное обеспечение при амбулаторном и стационарном лечении.
Развитие взаимодействия с учреждениями социальной защиты в сфере оказания медико-социальной помощи беременным женщинам и детям.
Обеспечение надлежащих комплексных услуг и стандартов в сфере здравоохранения для детей с особыми потребностями. Создание системы ранней профилактики инвалидности у детей, а также механизма межведомственного взаимодействия по исполнению индивидуальных программ реабилитации ребенка-инвалида. Совершенствование реабилитационной помощи детям с особыми потребностями в поликлиниках, стационарах.
Формирование современной модели организации отдыха и оздоровления детей на принципах государственно-частного партнерства.
Повышение эффективности всех видов профилактической работы по предупреждению зависимостей у подростков.
Совершенствование организации медицинской помощи подросткам. Формирование у подрастающего поколения мотивации потребности в здоровом образе жизни.
Формирование потребности у детей и подростков в здоровом питании и совершенствование системы обеспечения качественным питанием детей в образовательных учреждениях, лечебных и лечебно-профилактических, санаторно-курортных учреждениях.

3. Меры по созданию дружественного
к ребенку здравоохранения

Обеспечение высокого уровня подготовки высшего и среднего звена медицинских кадров, оказывающих лечебно-профилактическую помощь новорожденным и детям раннего возраста.
Внедрение эффективных организационных и медицинских технологий на основе современных порядков и стандартов оказания медицинской помощи детям.
Обеспечение юридического и психологического сопровождения рожениц в женских консультациях и родильных домах. Организация работы кабинетов медико-социальной помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Осуществление комплекса мер, направленных на снижение младенческой и детской смертности: снижение удельного веса предотвратимых потерь; профилактика невынашивания беременности и выхаживание детей, родившихся с низкой и экстремально низкой массой тела при рождении.
Своевременное, качественное и дифференцированное наблюдение и лечение детей раннего возраста, четко отработанная тактика госпитализации, в первую очередь детей из социально неблагополучных семей, обеспечение непрерывности наблюдения детей, проживающих в сельской местности.
Обеспечение современных методов восстановительного лечения и ранней реабилитации детей (раннее вмешательство) с различными заболеваниями и отклонениями в состоянии здоровья в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях.
Обеспечение экстренной транспортировки больных детей из районов области согласно разработанным схемам маршрутизации и организация выездов бригады врачей-специалистов в районы области для профилактической работы с детьми, оказания организационно-методической помощи медицинским работникам. Обеспечение возможности экстренной транспортировки детей с тяжелыми заболеваниями при наличии медицинских показаний в федеральные медицинские центры.
Внедрение пренатальной (дородовой) диагностики с целью выявления патологии плода на стадии внутриутробного развития. В 2011 году ультразвуковой скрининг прошли 84 процента беременных женщин, биохимический скрининг - 73,8 процента.
Обеспечение повсеместного проведения обследования детей на наличие наследственных заболеваний, включая генетическое обследование детей, находящихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с предоставлением соответствующей информации кандидатам в опекуны и усыновители.
Обеспечение повсеместного проведения аудиологического скрининга новорожденных и детей первого года жизни с целью раннего выявления нарушений слуха. Совершенствование сурдологической помощи детям с нарушениями слуха.
Обеспечение выхаживания новорожденных, родившихся с экстремально низкой и очень низкой массой тела. Разработка и внедрение схемы маршрутизации профилактики инвалидности у детей, родившихся с экстремально низкой и очень низкой массой тела. Обеспечение таким детям мер профилактики инвалидности и восстановительного лечения.
Развитие технологий комплексной диагностики и ранней медико-социальной помощи детям с отклонениями в развитии и здоровье, а также оказание необходимой помощи их семьям.
Принятие необходимых организационных мер по обеспечению нахождения родителей (законных представителей) рядом с ребенком, получающим медицинскую помощь в учреждениях здравоохранения.
Внесение в федеральный регистр детей области с редкими заболеваниями для организации адресного финансирования лечения таких детей за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета согласно этому регистру; ускорение решения вопроса об обеспечении детей с орфанными заболеваниями специальным лечением, питанием и реабилитационным оборудованием.
Привлечение благотворительных пожертвований при решении вопросов оказания высокотехнологичной медицинской помощи детям при наличии причин, препятствующих обеспечению лечения за счет бюджетных средств всех уровней. Формирование базы данных о благотворительных фондах, других организациях, имеющих возможность оказания благотворительной помощи. Привлечение общественных организаций к работе по данному вопросу.
Обеспечение при необходимости развертывания коек для оказания паллиативной медицинской помощи детям, страдающим неизлечимыми заболеваниями. Внесение соответствующих изменений в программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим на территории области, бесплатной медицинской помощи.
Обеспечение ежегодной обязательной диспансеризации детей-сирот и детей, находящихся в сложной жизненной ситуации, воспитывающихся в стационарных учреждениях системы здравоохранения, образования, социальной защиты области.
Развитие подростковой медицины, обеспечение медико-социальной помощи подросткам.
Реализация разработанных межведомственных мер по предотвращению подросткового суицида, включая подготовку психологов в системе здравоохранения для работы с детьми и подростками с суицидальными наклонностями, организация взаимодействия с психологическими службами образовательных учреждений с целью проведения профилактической работы с детьми, родителями, взрослыми.
Проведение просветительской работы по предупреждению ранней беременности и абортов у несовершеннолетних.
Оснащение медицинских кабинетов общеобразовательных учреждений необходимым медицинским оборудованием и медикаментами для проведения диспансеризации, иммунизации и оказания первичной медицинской помощи. Продолжение плановой работы по выдаче лицензий на медицинскую деятельность медицинским кабинетам в общеобразовательных учреждениях.
Повышение ответственности медицинского персонала медицинских учреждений за некачественное оказание медицинской помощи детям.
Обеспечение возможности использования средств материнского капитала на оплату дорогостоящего лечения ребенка, включая проведение дорогостоящих операций как в России, так и за рубежом.
Взаимодействие с Фондами поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, негосударственными фондами и организациями, активно занимающимися финансовой поддержкой лечения детей.

4. Меры по развитию политики формирования
здорового образа жизни детей и подростков

Обеспечение реализации комплекса мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику суицидального поведения среди несовершеннолетних. Информирование населения о деятельности служб поддержки и экстренной психологической и социально-правовой помощи, в том числе через сайт управления здравоохранения области, сайт ОГБУЗ "Детская областная больница", средства массовой информации (радио, телевидение, печатные издания).
Привлечение институтов гражданского общества, развитие волонтерского движения в целях решения проблем, связанных с формированием у детей и подростков потребности в здоровом образе жизни и получением поддержки и помощи в ситуациях, связанных с риском причинения вреда здоровью.
Распространение здоровьесберегающих технологий обучения, технологий "школа здоровья" на все образовательные учреждения, включая организации для детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Обеспечение доступности занятий физической культурой, туризмом и спортом для всех категорий детей в соответствии с их потребностями и возможностями с ориентацией на формирование ценностей здорового образа жизни.
Внедрение инновационных оздоровительных и физкультурно-спортивных технологий в работу образовательных учреждений и организаций.
Повышение эффективности проведения мероприятий, направленных на профилактику инфекций, передаваемых половым путем, ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов B и C, туберкулеза, совершенствование системы противодействия распространению этих заболеваний среди целевых групп школьников, молодежи и наиболее уязвимых групп населения.
Реализация программ гигиенического воспитания детей.
Ограничение на территории области (вплоть до полного запрета) скрытой рекламы табака, алкогольной продукции, привлекающей внимание детей и подростков.
Пропаганда новых видов отдыха и досуга для подростков, исключающих традиции курения, употребления алкогольной продукции.
Активизация работы по исполнению ведомственных и межведомственных нормативных правовых актов о психологическом тестировании обучающихся в образовательных учреждениях на предмет потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ. Ежегодное проведение мероприятий по раннему выявлению лиц, допускающих немедицинское употребление наркотических средств и психотропных веществ (тестирование, анкетирование обучающихся в образовательных учреждениях области).
Подготовка предложений по внесению изменений в федеральное законодательство, касающихся раннего выявления лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ, среди обучающихся в образовательных учреждениях общего и профессионального образования. Оказание наркологической помощи несовершеннолетним, больным наркоманией, в возрасте от 16 до 18 лет без их согласия по просьбе или с согласия их родителей (законных представителей).

5. Меры по формированию современной модели организации
отдыха и оздоровления детей, основанной на принципах
государственно-частного партнерства

Совершенствование координации деятельности органов исполнительной власти области, территориальных органов, федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований области по организации отдыха, оздоровления и занятости детей.
Реализация мер по поддержке и развитию инфраструктуры отдыха и оздоровления детей. Сохранение и укрепление материально-технической базы оздоровительных учреждений. Обеспечение предоставления безопасных и качественных услуг в сфере отдыха и оздоровления детей. Развитие системы информационно-методической поддержки сферы оздоровления и отдыха детей.

6. Меры по формированию культуры здорового питания
детей и подростков, обеспечению качества и режима питания
как залога здоровья ребенка

Организация просветительской работы с использованием специальных обучающих программ, средств массовой коммуникации, включая интернет-технологии, социальную рекламу, по формированию культуры здорового питания.
Осуществление мер по совершенствованию системы обеспечения качественным горячим питанием воспитанников дошкольных учреждений и обучающихся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального профессионального образования.
Обеспечение регулярных проверок качества питания в образовательных, лечебных и лечебно-профилактических, санаторно-курортных и реабилитационных учреждениях.
Организация особого контроля за обеспечением качественным питанием больных детей, страдающих социально значимыми заболеваниями.

7. Ожидаемые результаты

Снижение показателей младенческой и детской смертности, смертности детей от воздействия внешних причин.
Снижение случаев ранней беременности и абортов у несовершеннолетних девушек.
Доступность и своевременность для всех категорий детей качественных профилактических и медицинских услуг, средств лечения болезней и восстановления здоровья.
Получение комплексных медицинских услуг детьми с особыми потребностями, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, детьми, проживающими в области.
Гарантированное обеспечение детской медицины всеми необходимыми лекарствами и современным медицинским оборудованием.
Увеличение числа образовательных учреждений, внедривших здоровьесберегающие технологии обучения, технологии "школа здоровья", являющихся территориями, свободными от табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков.
Сокращение числа детей и подростков, употребляющих табачную и алкогольную продукцию, наркотики, психотропные и другие токсические вещества.
Сокращение числа детей и подростков с ВИЧ-инфекциями, вирусными гепатитами B и C, туберкулезом, в том числе получивших их в медицинских учреждениях.
Наличие доступной развитой сети учреждений, включая телефоны доверия, консультирование в режиме онлайн, оказывающих помощь детям и подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Сокращение числа подростковых суицидов.
Доступность физкультурно-спортивной, туристической инфраструктуры для всех категорий детей с учетом их индивидуальных потребностей.
Увеличение доли детей и подростков, систематически занимающихся физической культурой и спортом.
Доступность отдыха и оздоровления для всех категорий детей с учетом их индивидуальных потребностей.
Обеспечение детей качественным и здоровым питанием как в семье, так и в образовательных, медицинских и оздоровительных учреждениях.

V. Равные возможности для детей,
нуждающихся в особой заботе государства

1. Краткий анализ ситуации

К категории детей, нуждающихся в особой заботе государства, относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов и ВИЧ-инфицированных детей. Обеспечение равных возможностей для этих групп детей базируется на принципе недискриминации.
В области число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 1 января 2013 года составило 1780 человек. Деятельность управления по опеке и попечительству области, направленная на стимулирование граждан к семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, привела к значительному сокращению числа детей, воспитывающихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Вместе с тем существенно изменился контингент детей в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: это дети подросткового возраста, дети с ограниченными возможностями здоровья и дети, имеющие братьев и сестер. Однако при существующей системе материального и нематериального стимулирования граждан таких детей сложно передать в семьи.
Наряду с экономическими потерями в результате пребывания детей в институциональных условиях общество несет огромные социальные издержки, связанные с социализацией выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, многие из которых с трудом адаптируются в обществе, подвержены высокому риску социальной дезадаптации и противоправного поведения, с воспроизведением моделей деструктивного поведения в последующих поколениях.
По состоянию на 1 января 2013 года в региональном сегменте федерального регистра лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, состояло 766 детей-инвалидов, из них 146 детей (19,1 процента) проживали в интернатных учреждениях. Дети-инвалиды от общего числа детей, проживающих на территории области, составили 2,1 процента. Самой многочисленной группой детей-инвалидов являются дети в возрасте от 10 до 14 лет - 31,7 процента (243), на втором месте дети от 5 до 9 лет - 29,8 процента (228).
В области действует одно областное государственное казенное учреждение "Валдгеймский детский дом-интернат для умственно отсталых детей", в котором на стационарном социальном обслуживании находятся 130 детей-инвалидов в возрасте от 4 до 18 лет. Очередность на помещение в детский дом-интернат отсутствует.
На территории области 620 детей-инвалидов проживают в семьях. В 2012 году организована работа по созданию и развитию двух Служб социального сопровождения семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, начиная с момента рождения таких детей, на базе ОГБУ "Центры социального обслуживания" города Биробиджана и Биробиджанского района.
Вместе с тем имеется и ряд проблем:
- организация сопровождения семей с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, осложняется отсутствием на территории области специализированных учреждений социального обслуживания семей с детьми-инвалидами;
- развитие деятельности Служб сопровождения во всех районах области осложняется отсутствием материально-технической базы ОГБУ "Центры социального обслуживания", отсутствием специалистов, владеющих современными реабилитационными технологиями;
- значительным негативным фактором для семей, воспитывающих детей-инвалидов, выступает наличие различных "барьеров инвалидности".
Несмотря на принимаемые меры органами государственной власти, действия общественных объединений, реализацию различных программ и мероприятий, в том числе создание во всех муниципальных районах и городском округе клубов для семей, имеющих детей-инвалидов, в области социально-экономическое положение семей с детьми-инвалидами не позволяет обеспечить им равные возможности участия в жизни общества.

2. Основные задачи

Обеспечение приоритета семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Реформирование сети и деятельности учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Создание системы постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа для их социализации в обществе.
Обеспечение в соответствии с международными стандартами прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на воспитание в семьях, полноценное участие в общественной жизни, получение качественного образования всех уровней, квалифицированной медицинской помощи, охрану здоровья и реабилитацию, социализацию, юридическую и социальную защиту, профессиональную подготовку, доступную среду.
Создание системы ранней профилактики инвалидности у детей.
Всесторонняя поддержка семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: создание современной комплексной инфраструктуры реабилитационно-образовательной помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, внедрение таких детей в среду обычных сверстников, обеспечение их нормального жизнеустройства в будущей взрослой жизни.

3. Меры, направленные на защиту прав и интересов
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Организация работы по реабилитации и восстановлению в родительских правах родителей воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поиску родственников и установлению с ними социальных связей для возврата детей в родные семьи.
Совершенствование системы стимулирования граждан, желающих принять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем расширения перечня и улучшения качества услуг таким семьям.
Улучшение качества подготовки потенциальных замещающих родителей в целях исключения возврата детей из замещающих семей в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Создание системы профессионального сопровождения усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей в период адаптации и на последующих этапах жизни ребенка.
Перепрофилирование учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в службы по поддержке семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в центры поддержки замещающих семей, другие учреждения в соответствии с потребностями области.
Продолжение реформирования учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем создания в них условий, приближенных к семейным, с учетом современных методов развития, воспитания, реабилитации, при активном участии волонтеров и некоммерческих организаций.
Внедрение новых технологий подготовки воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни по окончании пребывания в них.
Внедрение правовых механизмов общественного контроля за обеспечением прав детей в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детских домах-интернатах.
Развитие системы постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

4. Меры, направленные на государственную поддержку
детей-инвалидов и детей с ограниченными
возможностями здоровья

Обеспечение замены медицинской модели детской инвалидности на социальную, в основе которой лежит создание условий для нормальной полноценной жизни.
Создание единой системы служб ранней помощи для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, включающей медицинскую, реабилитационную, коррекционно-педагогическую помощь ребенку, социально-психологическую и консультативную помощь родителям; обеспечение преемственности ранней помощи и помощи в дошкольном возрасте, развития инклюзивного дошкольного образования, организации комплексной подготовки ребенка-инвалида и ребенка с ограниченными возможностями здоровья к обучению в школе.
Обеспечение укомплектованности психолого-медико-педагогических комиссий современными квалифицированными кадрами в целях предотвращения гипердиагностики детей, переориентация работы комиссий на составление оптимального образовательного маршрута для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Обеспечение возможности трудоустройства (в том числе поддерживаемого) для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, получивших профессиональное образование.
Нормативно-правовое регулирование порядка финансирования расходов, необходимых для адресной поддержки инклюзивного обучения и социального обеспечения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Обеспечение внедрения эффективного механизма борьбы с дискриминацией в сфере образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в случае нарушения их права на инклюзивное образование.
Комплектование медико-социальной экспертизы квалифицированными кадрами, необходимыми для разработки полноценной индивидуальной программы реабилитации ребенка, создание механизма межведомственного взаимодействия бюро медико-социальной экспертизы и психолого-медико-педагогических комиссий.
Внедрение современных методик комплексной реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе ранней помощи и помощи детям с тяжелыми и множественными нарушениями.
Обеспечение равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих родителей, а также детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, проживающих в социальных учреждениях, к юридической и медицинской помощи и социальному обеспечению.
Проведение регулярного мониторинга потребностей семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в предоставлении услуг в сфере социальной защиты, здравоохранения, образования, занятости; создание и ведение базы данных, касающихся детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и их потребностей в указанных услугах.
Создание условий для социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с внедрением их в среду здоровых сверстников и обеспечением их участия в культурной и спортивной жизни и других массовых мероприятиях; разработка и реализация программы отдыха и оздоровления детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей; создание системы творческой реабилитации, вовлечение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в занятия физкультурой и спортом.
Создание рабочих мест для родителей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с использованием дистанционных технологий.
Развитие системы подготовки и переподготовки специалистов для работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья на базе образовательных учреждений высшего профессионального образования с использованием их научно-практического потенциала.
Расширение профилактики вертикальной передачи ВИЧ-инфекции и СПИДа, включая обязательное дородовое обследование беременных женщин независимо от наличия у них регистрации по месту жительства и гражданства, бесплатное обеспечение кормящих ВИЧ-инфицированных матерей молочными смесями для кормления ребенка.
Проведение просветительской деятельности среди населения, способствующей пониманию необходимости поддержки детей-сирот, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, формированию отношения к ним как к равным членам общества, пропаганде социальной значимости ответственного родительства.

5. Ожидаемые результаты

Увеличение доли переданных на воспитание в семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 90 процентов.
Сокращение случаев возврата детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи жителей области.
Постепенное сокращение числа детей, переданных на международное усыновление, путем развития системы стимулирования жителей области к усыновлению, различных форм опеки и попечительства, предоставления социальных услуг семьям жителей области, принявшим ребенка на воспитание.
Сокращение времени нахождения ребенка в условиях институционализации (в медицинских и образовательных учреждениях).
Увеличение числа выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных жильем, трудоустроенных по востребованным на рынке труда специальностям.
Создание реабилитационно-образовательной инфраструктуры, обеспечивающей максимально полную реабилитацию и образование большинства детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Создание эффективных программно-целевых механизмов, обеспечивающих профилактику инвалидности в раннем и дошкольном возрасте, поддержку профессионального образования, трудоустройства и дальнейшего сопровождения жизнеустройства детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья по достижении ими совершеннолетия, а также рост числа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, получивших реабилитационные услуги.
Распространение среди населения доброжелательного, сочувственного отношения к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья (по данным социологических опросов).
Искоренение вертикальной передачи ВИЧ-инфекции, появление поколений, родившихся без ВИЧ-инфекции.

VI. Создание системы защиты и обеспечения прав
и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия

1. Краткий анализ ситуации

Национальной стратегией предусмотрено, что под дружественным к ребенку правосудием подразумевается система гражданского, административного и уголовного судопроизводства, гарантирующая уважение прав ребенка и их эффективное обеспечение с учетом принципов, закрепленных в рекомендациях Совета Европы по правосудию в отношении детей, а также с учетом возраста, степени зрелости ребенка и понимания им обстоятельств дела.
Основными принципами и элементами дружественного к ребенку правосудия являются: общедоступность; соответствие возрасту и развитию ребенка; незамедлительное принятие решений; направленность на обеспечение потребностей, прав и интересов ребенка; уважение личности и достоинства ребенка, его частной и семейной жизни; признание ключевой роли семьи для выживания, защиты прав и развития ребенка; активное использование в судебном процессе данных о детях, условиях их жизни и воспитания, полученных судом в установленном законом порядке; усиление охранительной функции суда по отношению к ребенку; приоритет восстановительного подхода и мер воспитательного воздействия; специальная подготовка судей по делам несовершеннолетних; наличие системы специализированных вспомогательных служб (в том числе служб примирения), а также процедур и норм общественного контроля за соблюдением прав ребенка.
Кроме того, в Национальной стратегии отражено, что в Российской Федерации и, соответственно, в области отсутствует эффективная система защиты детства, не разработаны стандарты обеспечения и защиты прав ребенка, механизм планомерного выполнения на межведомственном уровне положений Конвенции о правах ребенка и заключительных замечаний Комитета ООН по правам ребенка, не определен координирующий федеральный орган исполнительной власти по выработке и реализации государственной политики в отношении детей.
Координация деятельности органов и учреждений, призванных осуществлять профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиту их прав, возложена на комиссии по делам несовершеннолетних. Однако правовая основа работы этих комиссий не соответствует стоящим перед ними целям и задачам.
Недостаточно эффективно межведомственное взаимодействие. Одной из самых опасных проблем является насилие над детьми. Значительная часть преступлений против жизни, здоровья и половой неприкосновенности детей совершается в семье, а также лицами, обязанными по закону заботиться о ребенке. Ситуация, сложившаяся в сфере профилактики преступлений против детей, защиты их прав, является неудовлетворительной и требует принятия неотложных мер.
Всего за период 2009 - 2012 годов на территории области совершено 60 преступлений в сфере половой неприкосновенности несовершеннолетних. Из 60 зарегистрированных преступлений 11 преступлений, предусмотренных статьей 131 УК РФ (изнасилование), 23 преступления по статье 132 УК РФ (насильственные действия сексуального характера), 17 преступлений по статье 134 УК РФ (половое сношение), 13 преступлений по статье 135 УК РФ (развратные действия).

2. Основные задачи

Развитие законодательных основ системы защиты детства, введение в действие существующих международных стандартов обеспечения и защиты прав и интересов детей.
Создание эффективной системы профилактики правонарушений, совершаемых в отношении детей, и правонарушений самих детей, системы правосудия и системы исполнения наказаний, дружественных к ребенку.
Обобщение и распространение на территории области положительного опыта работы специалистов правосудия.
Принятие мер по защите детей от информации, угрожающей их благополучию, безопасности и развитию.
Создание системы предотвращения насилия в отношении несовершеннолетних, а также организация деятельности учреждений, специалистов, волонтеров по социально-психологической реабилитации детей - жертв насилия.

3. Меры, направленные на реформирование законодательства
области в части, касающейся защиты прав и интересов детей

Внедрение технологий восстановительного правосудия в отношении детей, совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, предусматривающих комплекс воспитательных мер и мер социально-психологического и педагогического сопровождения, а также обеспечение взаимодействия судов и правоохранительных органов со специалистами по ювенальным технологиям - медиаторами, психологами, социальными педагогами и социальными работниками при их реализации.
Совершенствование развития института Уполномоченного по правам ребенка в Еврейской автономной области.
Совершенствование работы органов опеки и попечительства, повышение ответственности специалистов этих органов, усиление профилактических мер по защите прав и интересов детей, находящихся в социально опасном положении, обеспечение раннего выявления семей, находящихся в кризисной ситуации, в целях защиты прав детей, проживающих в таких семьях, и сохранения для ребенка его родной семьи.

4. Меры, направленные на создание
дружественного к ребенку правосудия

Использование права законодательной инициативы по установлению мер повышенной защиты прав детей, пострадавших от преступных посягательств, обеспечения конфиденциальности информации об участии в уголовном деле несовершеннолетнего, а также введения ответственности за распространение сведений о таком несовершеннолетнем, в том числе через сеть Интернет и средства массовой информации.
Совершенствование механизма работы органов опеки и попечительства, в том числе путем обеспечения их квалифицированными юридическими кадрами, необходимость обязательного прохождения специальной подготовки и аттестации работников органов опеки и попечительства.

5. Меры, направленные на улучшение положения детей в период
нахождения в учреждениях уголовно-исполнительной системы
и в постпенитенциарный период

Дифференцированный подход к применению мер дисциплинарного воздействия и мер поощрения, применяемых к осужденным, а также к несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым, содержащимся в следственных изоляторах.
Проведение индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними подозреваемыми, обвиняемыми, осужденными, находящимися и (или) содержащимися в Биробиджанской воспитательной колонии УФСИН России по Еврейской автономной области, органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Внедрение современных технологий социальной помощи, защиты и поддержки в отношении несовершеннолетних осужденных и использование индивидуальных форм работы, обеспечивающих оказание адресной социальной, психологической и педагогической помощи каждому осужденному с учетом его социально-демографической, уголовно-правовой и индивидуально-психологической характеристики, с привлечением органов местного самоуправления, органов исполнительной власти, институтов гражданского общества к процессу социальной адаптации осужденных; активное включение в воспитательную работу с осужденными деятелей культуры и искусства, спортсменов, представителей молодежных движений и организаций, имеющих позитивный авторитет и известность; привлечение потенциала традиционных религиозных конфессий в духовно-нравственном просвещении и воспитании осужденных.
Создание системы общественного контроля за соблюдением прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении или в разногласии с законом, в том числе путем создания института общественных помощников Уполномоченного по правам ребенка в Еврейской автономной области.
Рассмотрение возможности распространения на лиц, осужденных к лишению свободы в несовершеннолетнем возрасте и освободившихся в возрасте с 18 до 23 лет, права на получение социальной поддержки, сопровождение и постпенитенциарную реабилитацию со стороны служб, осуществляющих эту работу в отношении несовершеннолетних.
Организация школьных служб примирения, решающих вопросы конфликтов в образовательных учреждениях, профилактики правонарушений детей и подростков, улучшения отношений в образовательном учреждении; внесение изменений в областной закон о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, разработка положений, определяющих место и роль комиссий в системе органов профилактики, механизмы реализации правозащитной, координирующей и профилактической функций комиссий в целях обеспечения прав детей, защиты от насилия и всех форм посягательств на их жизнь и здоровье, применения мер социализации и реабилитации.

6. Меры, направленные на предотвращение насилия в отношении
несовершеннолетних и реабилитацию детей - жертв насилия

Определение перечня организаций в системе здравоохранения, образования и социального обслуживания, осуществляющих психологическую и социальную реабилитацию детей - жертв насилия, а также оказывающих помощь следственным органам при расследовании преступных посягательств в отношении детей.
Разработка и апробация в образовательных учреждениях области программ учебных мероприятий по обучению детей правилам безопасности и поведения в потенциально опасных ситуациях.

7. Ожидаемые результаты

Создание эффективной многоуровневой системы защиты детства, основанной на международных стандартах.
Повышение уровня защищенности ребенка от насилия и любых форм эксплуатации, обеспечение гарантий получения детьми - жертвами насилия социально-психологической помощи.
Снижение количества правонарушений, совершаемых детьми и в отношении детей.
Расширение практики применения технологий восстановительного подхода в сфере правосудия, а также в иных сферах, затрагивающих права и законные интересы ребенка.
Повышение качества реабилитационной и социализирующей деятельности в отношении детей, лишенных свободы, сокращение сроков нахождения детей в местах лишения свободы, расширение оснований применения мер ответственности, не связанных с лишением свободы.
Расширение спектра мер воспитательного характера.
Гуманизация условий содержания несовершеннолетних, заключенных под стражу и отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышение гарантий соблюдения прав и законных интересов.
Сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, в том числе несовершеннолетними, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и развития системы постпенитенциарной помощи таким лицам.

VII. Дети - участники реализации Стратегии

1. Краткий анализ ситуации

Право ребенка на участие в принятии решений, затрагивающих его интересы, закреплено в Конвенции о правах ребенка. Содействие участию детей в принятии таких решений на местном, национальном и международном уровнях является одной из целей Стратегии Совета Европы по защите прав ребенка на 2012 - 2015 годы.
В области реализуются мероприятия для участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, действуют детские и молодежные общественные объединения, молодежные советы, палаты, парламенты. В большинстве школ образованы и активно работают органы школьного самоуправления.
Процесс расширения участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, сопровождается следующими рисками: усиление формализма, недооценка возможностей и заниженные ожидания результатов участия детей в принятии решений; дискриминация определенных групп детей (девочек, детей младшего и среднего возраста, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей из малообеспеченных семей, детей из семей мигрантов, детей, воспитывающихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей); массовая пассивность, разочарованность детей; нарушение принципа приоритета развития ребенка и принципа добровольности его участия в принятии решений; нарушение конфиденциальности в отношении ребенка и стремление взрослых манипулировать его мнением.

2. Основные задачи

Обеспечение основных принципов участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, таких как: добровольность; включенность всех групп детей; приоритет развития ребенка; повсеместное присутствие (участие ребенка в принятии всех касающихся его решений с учетом степени его зрелости, возрастных и психологических возможностей); доверие (предоставление детям большей свободы действий, увеличение зоны их ответственности); открытость, честность взрослых в общении с детьми; недопущение использования детей различными политическими силами в качестве инструмента достижения собственных целей.
Развитие на основе принципов и норм действующего законодательства законодательной базы области по вопросам регулирования участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы во всех сферах жизнедеятельности.
Обеспечение правового обучения и воспитания детей, а также специалистов, работающих с детьми.
Привлечение детей к участию в общественной жизни. Воспитание у детей гражданственности, расширение их знаний в области прав человека.
Освещение в средствах массовой информации темы участия детей в общественной жизни.
Участие в разработке и внедрении в практику стандартов и методик участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.

3. Первоочередные меры

Включение в учебные программы подготовки и переподготовки специалистов, работающих с детьми, специального раздела, разъясняющего право детей на участие в принятии решений, затрагивающих их интересы, и принципы его реализации.
Обучение детей способам обеспечения конфиденциальности и защиты своих личных данных в сети Интернет.
Развитие института Уполномоченного по правам ребенка в Еврейской автономной области путем введения общественных помощников в муниципальных образованиях, образовательных учреждениях.
Внедрение социальных технологий для привлечения детей к участию в жизни местного сообщества, в рассмотрении и экспертизе решений, касающихся прав и интересов детей, на всех уровнях.
Разработка стандартов и методик расширения участия детей в различных сферах жизнедеятельности.
Создание системы постоянного мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, включая систематический сбор качественных и количественных данных об уровне такого участия детей всех возрастных и социальных групп, а также о ресурсном обеспечении процесса участия детей в принятии указанных решений.

4. Ожидаемые результаты

Создание правовой основы участия детей во всех сферах жизни общества.
Преодоление устоявшихся стереотипов, связанных с возможностью участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы. Создание и развитие законодательства области в части, касающейся обеспечения участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.
Создание системы постоянного мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.

VIII. Механизм реализации Стратегии

Стратегия реализуется во взаимосвязи с Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761.
Координирующим органом является образуемый при губернаторе Еврейской автономной области Координационный совет по выполнению Плана первоочередных мероприятий до 2015 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы.
Стратегию предусматривается реализовать в два этапа: первый - в 2013 - 2015 годах и второй - в 2016 - 2017 годах.
Сроки и основные этапы реализации Стратегии должны быть согласованы с бюджетным процессом.
Для успешной реализации Стратегии в современных экономических условиях следует создать соответствующую систему индикаторов по каждому направлению и организовать постоянный мониторинг эффективности проводимых мероприятий. Функции по сбору и анализу данных о выполнении программных мероприятий и полученных результатах, а также по выработке необходимых рекомендаций возлагаются на управление по опеке и попечительству области.
На основе постоянного мониторинга реализации Стратегии предусматривается проводить корректировку управленческих решений.
Механизмом контроля за ходом реализации Стратегии является ежегодный аналитический доклад правительству области (март следующего года за отчетным).".
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

Вице-губернатор области
Г.А.АНТОНОВ


------------------------------------------------------------------