По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Типы документов
Решение суда Еврейской автономной области от 03.03.2014 по делу N 3-5/2014 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 2 постановления правительства ЕАО от 21.10.2013 N 538-пп "О реализации мер социальной поддержки в виде выплаты денежных средств гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Еврейской автономной области в 2013 году, для проведения капитального ремонта поврежденных жилых помещений">
СУД ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 3 марта 2014 г. по делу № 3-5/2014
Суд Еврейской автономной области в составе:
председательствующего судьи Поповой М.Н.,
при секретаре Тарулиной Н.В.,
с участием прокурора Витютнева К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Биробиджане гражданское дело по заявлению Русиной Ларисы Яковлевны, Русина Бориса Анисимовича об оспаривании постановления правительства ЕАО от 21.10.2013 № 538-пп "О реализации мер социальной поддержки в виде выплаты денежных средств гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Еврейской автономной области в 2013 году, для проведения капитального ремонта поврежденных жилых помещений" в отдельной части,
установил:
Русина Л.Я., Русин Б.А. обратились в суд с заявлением об оспаривании отдельных положений постановления правительства ЕАО от 21.10.2013 № 538-пп "О реализации мер социальной поддержки в виде выплаты денежных средств гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Еврейской автономной области в 2013 году, для проведения капитального ремонта поврежденных жилых помещений", указывая, что являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: ЕАО, <...>, и жилого помещения по адресу: ЕАО, <...>.
Согласно заключениям межведомственной комиссии указанные квартиры признаны непригодными для проживания и требующими капитального ремонта конструктивных элементов. Для получения денежной компенсации на капитальный ремонт они обратились с соответствующими заявлениями в администрацию МО "<...>". Компенсацию на капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: ЕАО, <...>, они получили. В выплате компенсации на капитальный ремонт квартиры по адресу: ЕАО, <...> отказали, сославшись на постановление правительства ЕАО от 21.10.2013 № 538-пп.
Считают, что постановление правительства ЕАО от 21.10.2013 № 538-пп "О реализации мер социальной поддержки в виде выплаты денежных средств гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Еврейской автономной области в 2013 году, для проведения капитального ремонта поврежденных жилых помещений" противоречит Указу Президента РФ от 31.08.2013 № 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области" в части п. 2 Порядка предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Еврейской автономной области в 2013 году, социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений, утвержденного указанным постановлением правительства ЕАО. Данным пунктом предусмотрено, что предоставление гражданам выплаты осуществляется однократно и в отношении только одного поврежденного помещения. Однако Указ Президента РФ от 31.08.2013 № 693 подобное ограничение не содержит.
Просили признать п. 2 Порядка предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Еврейской автономной области в 2013 году, социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений, утвержденного постановлением правительства ЕАО от 21.10.2013 № 538-пп "О реализации мер социальной поддержки в виде выплаты денежных средств гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Еврейской автономной области в 2013 году, для проведения капитального ремонта поврежденных жилых помещений", противоречащим федеральному законодательству.
В судебном заседании заявительница Русина Л.Я. не поддержала требования о признании п. 2 Порядка предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Еврейской автономной области в 2013 году, социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений, утвержденного постановлением правительства ЕАО от 21.10.2013 № 538-пп "О реализации мер социальной поддержки в виде выплаты денежных средств гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Еврейской автономной области в 2013 году, для проведения капитального ремонта поврежденных жилых помещений", противоречащим федеральному законодательству.
Пояснила, что указанное положение постановления правительства ЕАО не противоречит Указу Президента РФ от 31.08.2013 № 693, однако содержащееся в нем ограничение не позволяет их семье отремонтировать свой дом, расположенный по адресу: ЕАО, <...>. В этом доме проживает ее сын с семьей, но право собственности на домовладение оформили на нее и Русина Л.Я., т.к. сын является <...> и надеется <...>. Денежные средства на капитальный ремонт дома, расположенного по адресу: ЕАО, <...>, они с мужем получили.
Заявитель Русин Б.А. поддержал пояснения Русиной Л.Я.
Представитель правительства ЕАО Шишкова К.С., действующая на основании доверенности, пояснила, что в соответствии с Указом Президента РФ от 31.08.2013 № 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области" предусмотрено выделение средств на капитальный ремонт поврежденного жилья граждан, пострадавших от наводнения, исходя из стоимости ремонта одного квадратного метра жилья 5.000 рублей (общая сумма выделяется на одно домовладение или квартиру).
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 утверждены Правила предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года.
Согласно п. 6 Правил трансферты предоставляются субъектам Российской Федерации на реализацию мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате наводнения, постоянно проживающих в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющих другого жилья, пригодного для проживания, и (или) членов их семей, являющихся гражданами Российской Федерации и постоянно проживавших в этих жилых помещениях на день объявления режима чрезвычайной ситуации. Меры поддержки граждан реализуются однократно и в отношении одного жилого помещения.
Одним из условий предоставления трансфертов является наличие утвержденного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации по утверждению порядка реализации мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими от наводнения, на цели капитального ремонта поврежденного жилья или строительства жилья.
Законом ЕАО от 21.10.2013 № 363-ОЗ "О мерах государственной поддержки муниципальных образований Еврейской автономной области и граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Еврейской автономной области в 2013 году" установлены меры государственной поддержки гражданам, являющимся собственниками жилых помещений, жилое помещение которых требует капитального ремонта, в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения гражданина.
На основании п. 3 ст. 2 закона ЕАО от 21.10.2013 № 363-ОЗ меры государственной поддержки гражданам, являющимся собственниками жилых помещений, предоставляются однократно в отношении одного жилого помещения, находящегося в собственности данного гражданина.
В целях реализации Указа Президента РФ от 31.08.2013 № 693 в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.10.2013 № 923 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Жилище" на 2011 - 2015", законом ЕАО от 21.10.2013 № 363-ОЗ правительством ЕАО принято постановление правительства области от 21.10.2013 № 538-пп "О реализации мер социальной поддержки в виде выплаты денежных средств гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Еврейской автономной области в 2013 году, для проведения капитального ремонта поврежденных жилых помещений", устанавливающее Порядок реализации гражданами, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Еврейской автономной области в 2013 году, мер социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений.
Правительство ЕАО считает, что п. 2 Порядка реализации гражданами, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Еврейской автономной области в 2013 году, мер социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений, утвержденный названным постановлением правительства области от 21.10.2013 № 538-пп, не противоречит нормам, установленным федеральными нормативными правовыми актами.
Представитель правительства ЕАО Мамчинкова О.А., действующая на основании доверенности, поддержала пояснения представителя Шишковой К.С.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Витютнева К.В., полагавшего, что оснований для отмены п. 2 оспариваемого нормативного акта не имеется, приходит к следующему.
В процессе рассмотрения дела заявители не поддержали свои требования. Принимая во внимание положения ч. 3 ст. 252 ГПК РФ, п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48, учитывая, что производство по делу об оспаривании нормативного правового акта носит публичный характер и результаты его рассмотрения являются обязательными как для лиц, участвующих в рассмотрении данного дела, так и для лиц, не участвующих в нем, суд пришел к выводу о необходимости проверить оспариваемое постановление в объеме заявленных требований на предмет соответствия нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Согласно ст. 4 Конституции РФ Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15 Конституции РФ).
Согласно ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающая, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
21.10.2013 правительством ЕАО принято постановление № 538-пп "О реализации мер социальной поддержки в виде выплаты денежных средств гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Еврейской автономной области в 2013 году, для проведения капитального ремонта поврежденных жилых помещений". Постановлением правительства ЕАО от 25.12.2013 № 726-пп в него внесены изменения. Указанные нормативные акты опубликованы в газете "Биробиджанская звезда" от 25.10.2013 № 79, от 01.01.2014 № 1.
Данным постановлением правительства ЕАО утвержден Порядок предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Еврейской автономной области в 2013 году, социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений.
Согласно п. 2 указанного Порядка выплата предоставляется гражданам при условии, что жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности, повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением, и признаны в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", пригодными для проживания после проведения капитального ремонта.
Предоставление гражданам выплаты осуществляется однократно и в отношении только одного поврежденного жилого помещения.
Суд считает, что данное положение Порядка не противоречит федеральному законодательству.
В соответствии с пп. "г" п. 2 Указа Президента РФ от 31.08.2013 № 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территории Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области" Правительству Российской Федерации поручено принять меры по отселению жителей из мест затопления при утрате жилья, а в случае отсутствия необходимости отселения предусмотреть выделение средств на капитальный ремонт поврежденного жилья, исходя из стоимости ремонта одного квадратного метра жилья 5.000 рублей (общая сумма выделяется на одно домовладение или квартиру), и определить порядок выделения указанных средств.
Постановлением Правительства РФ от 12.10.2013 № 923 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Жилище" на 2011 - 2015 годы" введены Правила предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданский областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года.
Согласно п. 6 Правил трансферты предоставляются субъектам Российской Федерации на реализацию мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате наводнения, постоянно проживающих в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющих другого жилья, пригодного для проживания, и (или) членов их семей, являющихся гражданами Российской Федерации и постоянно проживавших в этих жилых помещениях на день объявления режима чрезвычайной ситуации. Меры поддержки граждан реализуются однократно и в отношении одного жилого помещения.
В соответствии с ч. 3 ст. 2 закона ЕАО от 21.10.2013 № 363-ОЗ "О мерах государственной поддержки муниципальных образований Еврейской автономной области и граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Еврейской автономной области в 2013 году" меры государственной поддержки гражданам, являющимся собственниками жилых помещений, предоставляются однократно в отношении одного жилого помещения, находящегося в собственности данного гражданина.
В связи с изложенным, суд считает, что поскольку вышеуказанными нормативными актами предусмотрено право граждан на получение выплат на капитальный ремонт только одного домовладения или квартиры, то п. 2 Порядка предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Еврейской автономной области в 2013 году, социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений не может быть признан противоречащим федеральному законодательству.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление Русиной Ларисы Яковлевны, Русина Бориса Анисимовича об оспаривании постановления правительства ЕАО от 21.10.2013 № 538-пп "О реализации мер социальной поддержки в виде выплаты денежных средств гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Еврейской автономной области в 2013 году, для проведения капитального ремонта поврежденных жилых помещений" в отдельной части оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, принесено апелляционное представление в течение месяца в Верховный Суд Российской Федерации через суд Еврейской автономной области.
Судья
М.Н.ПОПОВА
------------------------------------------------------------------