По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Типы документов
Решение суда Еврейской автономной области от 12.05.2014 по делу N 3-10/2014 <О признании недействующим приказа управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО от 28.05.2013 N 30 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению, а также нормативов потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек для населения, проживающего на территории ЕАО, применяемых для расчета размера платы за потребленные услуги при отсутствии приборов учета" в части установления нормативов потребления коммунальных услуг по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению в муниципальном образовании "Город Биробиджан" ЕАО>
СУД ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 12 мая 2014 г. по делу № 3-10/2014
Суд Еврейской автономной области в составе судьи Коневой О.А.,
с участием:
прокурора Холманских Т.А.,
представителя заявителя Тесленка В.А.,
представителей заинтересованного лица - управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО Унтевского К.А., Корж А.В., Левковского Д.П.,
при секретаре Тарулиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Биробиджане гражданское дело по заявлению Тесленок Татьяны Николаевны о признании недействительным приказа управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области от 28.05.2013 № 30 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению, а также нормативов потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек для населения, проживающего на территории Еврейской автономной области, применяемых для расчета размера платы за потребленные услуги при отсутствии приборов учета" в части,
установил:
Тесленок Т.Н. обратилась в суд с заявлением о признании недействительным приказа управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области от 28.05.2013 № 30 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению, а также нормативов потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек для населения, проживающего на территории Еврейской автономной области, применяемых для расчета размера платы за потребленные услуги при отсутствии приборов учета" в части утверждения нормативов потребления коммунальных услуг по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению.
Считает, что установленные нормативы завышены, не соответствуют Жилищному кодексу РФ, противоречат Постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", Постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", в связи с чем нарушают права потребителей коммунальных услуг.
Заявитель Тесленок Т.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
В судебном заседании представитель заявителя Тесленок В.А. требования уточнил, просил признать незаконным оспариваемый приказ в части установления нормативов потребления коммунальных услуг по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению в муниципальном образовании "Город Биробиджан" Еврейской автономной области (далее - МО "Город Биробиджан" ЕАО).
Пояснил, что необоснованно применен расчетный метод, не учтены конструктивные и технические параметры домов. При установлении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению неправильно определена общая площадь домов (в формуле № 18 - общая площадь жилых и нежилых помещений, а в формуле 20 - общая площадь жилых и нежилых помещений, а также площадь лестничных клеток и мест общего пользования), не учтены данные технических паспортов, неправильно выбрана температура внутреннего и наружного воздуха.
При установлении нормативов потребления коммунальных услуг по водоснабжению необоснованно и произвольно установлено количество процедур пользования водоразборным устройством, не учтены сведения гидрометеорологической службы.
Начальник управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО Унтевский К.А. заявленные требования не признал, пояснил, что оспариваемый приказ принят управлением жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО в пределах его полномочий, в предусмотренной Положением о данном управлении форме, с соблюдением порядка его опубликования и введения в действие.
При установлении нормативов применен расчетный метод, так как отсутствовала возможность применения аналогового метода. Применение одного из методов (аналогового или расчетного) является их правом.
При применении расчетного метода конструктивные и технические параметры домов не учитываются, принимается во внимание только год постройки дома (до 1999 года или после) и этажность.
Расчет нормативов производился по формулам, содержащимся в Правилах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306.
При расчете нормативов по отоплению в г. Биробиджане учитывали сведения по домам, поступившие из МО "Город Биробиджан" ЕАО. Для определения температуры воздуха принимались данные, установленные строительными нормами и правилами, сведения в гидрометеорологическом центре не запрашивали.
Количество процедур для установления нормативов потребления коммунальных услуг по водоснабжению определено управлением в силу возложенных полномочий. Экспертных заключений не составлялось, статистические данные не использовались, было принято во внимание количество процедур, устанавливаемых ранее муниципальным образованием.
Представитель управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО Левковский Д.П. заявленные требования не признал, пояснил, что все расчеты произведены в соответствии с действующим законодательством.
Представитель управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО Корж А.Ю. также не признал заявленные требования.
Представитель заинтересованного лица ОАО "ДГК" в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Суд, изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Холманских Т.А., полагавшей удовлетворить заявленное требование в части установления нормативов потребления коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такой порядок утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" (далее - Правила № 306).
Согласно пункту 40 статьи 7 закона Еврейской автономной области от 27.06.2012 № 79-ОЗ "О правительстве Еврейской автономной области", правительство области определяет орган исполнительной власти, уполномоченный утверждать нормативы потребления коммунальных услуг, применяемые для расчета размера платы за коммунальные услуги, потребляемые гражданами при отсутствии приборов учета.
В соответствии с пунктом 5.11 Положения об управлении жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО управление утверждает нормативы потребления коммунальных услуг, в том числе по теплоснабжению, водоснабжению, водоотведению, применяемые для расчета размера платы за вышеуказанные коммунальные услуги, потребляемые гражданами при отсутствии приборов учета.
В силу пункта 9 указанного Положения начальник управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО в соответствии с законодательством Российской Федерации издает приказы, в том числе носящие нормативный характер, в пределах своей компетенции.
Приказом начальника управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО № 30 от 28.05.2013 (далее - Приказ № 30) в соответствии с положениями вышеуказанных нормативных актов и пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 16.04.2013 № 344 утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению, а также нормативы потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек для населения, проживающего на территории Еврейской автономной области, применяемых для расчета размера платы за потребленные услуги при отсутствии приборов учета. Отдельным разделом установлены нормативы для населения, проживающего в МО "Город Биробиджан" ЕАО.
Пунктом 5 установлено, что данный приказ вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникающие с 01.06.2013.
29.05.2013 приказ опубликован в газете "Биробиджанская звезда".
Считая настоящий приказ противоречащим федеральному законодательству, Тесленок Т.Н. оспорила его.
Рассматривая порядок принятия оспариваемого приказа, суд пришел к выводу, что он принят компетентным органом, в пределах его полномочий, с соблюдением правил введения его в действие и правил опубликования, соответствует установленной законом форме.
Проверяя содержание приказа на предмет его соответствия нормативному правовому акту, регулирующему данные правоотношения и имеющему большую юридическую силу, а именно Правилам № 306, суд установил следующее.
Управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО при установлении нормативов по отоплению, водоснабжению и водоотведению, в том числе в МО "Город Биробиджан" ЕАО, использовало расчетный метод.
Согласно пункту 19 Правил № 306, нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода.
Пунктом 22 Правил № 306 установлено, что расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
В судебном заседании представители заинтересованного лица мотивировали выбор расчетного метода своим правом, а также невозможностью применения аналогового метода в связи с отсутствием необходимого количества домов, оборудованных приборами учета, отвечающих условиям выборки.
Вместе с тем сопоставительный анализ содержания пункта 19 Правил № 306, предусматривающего метод аналогов или расчетный метод при установлении нормативов потребления коммунальных услуг, и пункта 22 Правил свидетельствует о том, что субъект Российской Федерации при определении нормативов потребления коммунальных услуг вправе выбрать расчетный метод только в том случае, если невозможно применить метод аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями (пункт 21 Правил № 306).
Порядок определения нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях с применением метода аналогов предусматривает строгую последовательность действий на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, изложенных в пунктах 32 - 42 Правил № 306.
Описание последовательности и формулы расчета при определении объема выборки, необходимой для применения метода аналогов, приведены в приложении к Правилам № 306 (формулы 1 - 4).
Таким образом, переход к расчетному методу не может быть осуществлен без обоснования причин, которые делают невозможным использование метода аналогов.
В соответствии с частью 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса РФ обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, возлагается на орган, принявший нормативный правовой акт.
Управлением жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО не представлены доказательства невозможности использования метода аналогов.
Довод представителей заинтересованного лица о недостаточном количестве жилых домов в г. Биробиджане с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, оборудованными приборами учета, несостоятелен, поскольку не подтверждается доказательствами по делу.
Представленная суду справка о количестве домов, оборудованных приборами учета, не содержит сведений о наличии или отсутствии объема выборки, необходимой для применения аналогового метода.
Необходимое количество многоквартирных домов обнаруживается по результатам анализа выборки и зависит от количества домов, имеющих сходные параметры в группе, в которой можно проводить сравнение, и определяется по формуле 1 приложения к Правилам № 306.
Суду не представлены доказательства, что заинтересованным лицом осуществлялись какие-либо действия по сбору информации, определению объема и формированию состава предварительной выборки.
При таких обстоятельствах нормативы потребления коммунальных услуг по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению, установленные в МО "Город Биробиджан" ЕАО, нельзя признать законными и обоснованными, соответствующими Правилам № 306.
Более того, и при использовании расчетного метода имеются несоответствия Правилам № 306.
Согласно пункту 43 Правил № 306, нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды с применением расчетного метода определяются по формулам, предусмотренным разделом II приложения к настоящим Правилам.
Расчет норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях определяется по формулам 18 - 20 приложения к Правилам № 306.
Для расчета количества тепловой энергии, необходимой для отопления (формула 19), учитываются в том числе: - температура внутреннего воздуха отапливаемых жилых помещений многоквартирного дома или жилого дома (°С); - среднесуточная температура наружного воздуха за отопительный период (°С); - расчетная температура наружного воздуха в целях проектирования систем отопления (°С).
При этом количественные значения , , и случаи их применения определяются в соответствии с пунктом 44 Правил № 306, в силу которого температура внутреннего воздуха отапливаемых жилых помещений принимается к расчету согласно значениям, установленным правилами предоставления коммунальных услуг.
Среднесуточная температура наружного воздуха в отопительный период определяется на основании сведений, представляемых органами гидрометеорологической службы за предыдущие 5 отопительных периодов подряд как среднеарифметическое средних суточных температур наружного воздуха за отопительный период. При отсутствии такой информации средняя температура наружного воздуха в отопительный период определяется исходя из климатических параметров, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления.
Расчетная температура наружного воздуха в целях проектирования систем отопления для конкретного населенного пункта определяется исходя из климатических параметров средней температуры наиболее холодного периода в течение 5 дней подряд, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления.
При отсутствии таких данных климатические параметры принимаются равными параметрам ближайшего населенного пункта, в отношении которого такие параметры имеются.
Из пояснений представителей заинтересованного лица и представленного суду расчета следует, что сведения о среднесуточной температуре наружного воздуха в отопительный период за предыдущие 5 лет в органах гидрометеорологической службы не запрашивались, использовались климатические параметры, применяемые при проектировании зданий и сооружений - СНиП 23-01-99 "Строительная климатология".
Вместе с тем в силу прямого указания пункта 44 Правил № 306 климатические параметры, применяемые при проектировании зданий и сооружений, систем отопления, могли быть использованы для определения среднесуточной температуры наружного воздуха в отопительный период только при отсутствии у органа гидрометеорологической службы информации о климатических параметрах.
Доказательств отсутствия у органа гидрометеорологической службы информации о климатических параметрах суду не представлено.
Также управлением жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО при расчете норматива потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению в жилых помещениях не запрашивались сведения в органах гидрометеорологической службы для определения средней температуры холодной воды в сети водопровода.
Для определения средней температуры холодной воды применялась формула 24 приложения к Правилам № 306.
Вместе с тем согласно пункту 25 этого приложения указанная формула может применяться только при отсутствии данных гидрометеорологической службы.
Доказательств отсутствия в органах гидрометеорологической службы этих данных суду не представлено.
В соответствии с формулой 23 приложения Правил № 306 при расчете норматива потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению используется показатель - количество процедур пользования 1 водоразборным устройством в течение 1 календарного месяца.
Этот же показатель используется для определения суммарного расхода холодной и горячей воды в жилых помещениях (куб. м в месяц на 1 человека) (формула 22 приложения к Правилам № 306).
Из материалов дела следует, что управлением жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО для расчета норматива потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению для жилых домов в г. Биробиджане, в частности, оборудованных водопроводом, канализацией, ваннами с централизованным ГВС, определено следующее количество процедур в месяц: ванна длиной 1500 - 16, душ - 14, раковина - 90, мойка кухонная - 90, унитаз - 180, общеквартирные - 13. Общий норматив потребления воды на одного человека в месяц составил 9,5 куб. м.
Однако доказательств обоснованности применения именно такого количества процедур суду не представлено.
В соответствии с пунктами 23, 24 приложения к Правилам № 306 количество процедур определяется уполномоченным органом, в том числе на основании экспертных оценок и статистических данных.
Предоставленное данными положениями право уполномоченному органу определять количество процедур не связано с его произвольным характером. Определение количества процедур должно быть обоснованно. При этом возможность использования экспертных оценок и статистических данных является дополнительной гарантией обоснованности осуществляемого правового регулирования.
На основании изложенного суд считает необходимым признать Приказ № 30 недействующим в части утверждения нормативов потребления коммунальных услуг по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению в МО "Город Биробиджан" ЕАО.
Пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснено, что если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Поскольку оспариваемый приказ применяется на территории МО "Город Биробиджан" ЕАО со времени его опубликования и по установленным нормативам производятся начисления за теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение, то суд считает возможным признать его недействующим в части установления размера нормативов потребления данных коммунальных услуг в МО "Город Биробиджан" ЕАО с момента вступления решения в законную силу.
В соответствии с частью 3 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующим подлежит публикации после его вступления в законную силу в том же печатном издании, в котором изначально был опубликован этот нормативный правовой акт.
В связи с чем по вступлении решения суда в законную силу сообщение о принятом решении подлежит публикации в газете "Биробиджанская звезда".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199, 251 - 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Заявление Тесленок Татьяны Николаевны о признании недействительным приказа управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области от 28.05.2013 № 30 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению, а также нормативов потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек для населения, проживающего на территории Еврейской автономной области, применяемых для расчета размера платы за потребленные услуги при отсутствии приборов учета" в части удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления настоящего решения в законную силу приказ управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области от 28.05.2013 № 30 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению, а также нормативов потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек для населения, проживающего на территории Еврейской автономной области, применяемых для расчета размера платы за потребленные услуги при отсутствии приборов учета" в части установления нормативов потребления коммунальных услуг по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению в муниципальном образовании "Город Биробиджан" Еврейской автономной области.
Опубликовать в газете "Биробиджанская звезда" сообщение о принятом решении после его вступления в законную силу.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба или представление в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Верховный Суд Российской Федерации через суд Еврейской автономной области.
Судья суда ЕАО
О.А.КОНЕВА
------------------------------------------------------------------